Старая добрая советская фотография...Проект «Фото 60-70» из Антологии Русской Фотографии ХХ века, представленный Фотогалереей имени братьев Люмьер в апреле – мае 2008 года в ЦДХ, показал насколько высок сегодня интерес к фотонаследию тех двух десятилетий – времени, когда репортажная и клубная фотография переживала небывалый расцвет. За четыре года мы проделали большую исследовательскую работу, результатом которой стала выставка «Советское фотоискусство 60-70-х» в Центре фотографии имени братьев Люмьер, собравшая работы лучших фотомастеров тех лет. На выставке представлено более 350-ти фотографий 70 авторов – в основном московских фоторепортеров, работавших для ведущих информационных служб: Итар Тасс, АПН, РИА Новости. При выборе авторов мы руководствовались не географическим принципом, как могло бы показаться, а высокой степенью профессионализма, качеством работ. Высокая планка, заданная лидерами в сфере информации, большая практика, а также престижные выставки, в том числе и международные, в которых они принимали участие, стимулировали фотографировать не просто хорошо, а лучше всех. Шестидесятые – время надежд и всеобщего ощущения свободы, когда удавка идеологии была слегка ослаблена, - создали новый формальный язык, новые жанры и тематику в фотографии. Это время экспериментов и новаторства. Впервые в советской фотографии появляется интерес к человеку с его частными переживаниями, эмоциями. Фотографы стремились к чистому репортажу, отказываясь от постановки, пафоса, декларативности, фальшивого оптимизма, свойственных фотографии прежних лет. В их работах появилось больше искренности, юмора, романтики. Эти новые веяния особенно заметны в портретном жанре. На портрете закутанной от холода девушки Ивана Лунькова («Зима» (1965)) видны только глаза. Пронзительный взгляд и отсутствие отвлекающих деталей, сдержанность, лиричность и психологизм делают этот снимок идеальной шестидесятнической фотографией. Вместо парадов репортеры все чаще снимают повседневный быт, а сцены героического труда становятся более будничными, хоть и овеянными романтикой. (Ю.Кривоносов «В северном море».1964). Для фотографов ценен каждый, даже самый обыденный момент. Останавливая мгновенье нажатием кнопки, они превращают его в произведение фотоискусства. В представленных на выставке жанровых сценках В.Богданова «Не мое собачье дело»(1960-е), И. Гневашева «Воскресенье» (1965), Д. Воздвиженского «У автомата. Москва» (1969) гоголевская ирония и внимание к деталям. Актуальным направлением того периода становиться фотографика. На выставке можно увидеть знаменитые работы Александра Абазы «Рельсы Азовстали» (1972) и «Бригада. На строительстве кислородно-конверторного цеха Новолипецкого металлургического завода» (1973) - эти оммажи конструктивизму, с их родченковскими диагоналями и ракурсами, в которых люди превращаются в контуры, части геометрических конструкций. Особенно часто фоторепортеры 60-70-х обращаются к теме детства. Подкупающая непосредственность недорослей олицетворяет желанную свободу. В шестидесятые дети наконец-то становятся детьми: они смеются, совершенно бесцельно ковыряют снег лопатой (В.Лагранж «Бабуся»(1961)), пускают кораблики после школы (В. Опалин «Сельская школа» (1970)) или играют в хоккей (В.Лагранж «Вратарь» (1961)). Новаторство затронуло и техническую сторону фотографии. Цветовые эксперименты Николая Драчинского с мультиконтуром 1976 года («Вечерний Арбат», «Мечта») вручную создающим эффект фотошопа, который, по мнению автора, должен был позволить каждому воплотить свою мечту, в эпоху всеобщей компьютеризации выглядят несколько наивными, но от это не менее, а возможно, и более ценными. Кураторам выставки «Cоветское фотоискусство 60-70-х» удалось собрать лучшие образцы советской фотографии 60-70-х, эти документальные свидетельства времени, периода, который взрыв свободного творчества сделал таким непохожим на те, что были до него и будут после.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||