Тысячелетие победыАлексей Беляев-Гинтовт представляет в галерее "Триумф" свой новый проект "Парад победы". Шестнадцать монументальных полотен, изображающих триумфальное шествие по Красной Площади в 3137 году. "Парад победы" с точки зрения изобразительности – сплав советского ар-деко, египетского сакрального символизма, мирового футуризма и византийского величия. Идеологическая подоплека "парада" – светлая большевистская вера художника в возможность справедливого устройства мира и общества, объединенная с тоской по несостоявшемуся мировому величию СССР. Беляев-Гинтовт старательно избегает морализаторства, так же как и игры с деталями, предельно упрощая сюжетный и материальный мир будущего. Люди в нем – воплощенные герои фантастических романов Беляева или Ефремова, которые читались в кабинах бомбардировщиков и кубриках подводных лодок. Фантастика, написанная в пиковые моменты мирового идеологического противостояния, не поднимала проблем текущего дня, а смотрела намного дальше вперед, неся в себе громадный заряд социального оптимизма и искренней веры в единое для всех жителей земли коммунистическое светлое будущее. Идеальное общество – отнюдь не благодушная и заплывшая жиром техно-цивилизация всеобщего благоденствия и принудительного бездумного потребления, а военно-космическая империя, граждане которой выбрали путь Силы и Славы, создали концептуально новые устройства для перемещения между планетами на сверхсветовой скорости и абсолютное оружие для новых побед за пределами давно освоенной Солнечной системы. Герои "Парада победы" – люди, празднующие победу космоса над хаосом. Сверкая парадной чешуей, знаменами и бунчуками, проходя под гигантской Триумфальной аркой на Красную площадь, в одном строю сошлись воины света, ярости и воздуха, роботы, зооморфы и боевые слоны, несущие на своих спинах звездообразные военные машины. Будущее шествует в громадных гуманоидных колоннах мерным солдатским шагом, затянутое в комбинезоны космического спецназа. В торжественно марширующих по Красной площади бывшей Москвы колоннах любой зритель без труда найдет то, что он уже знал и видел: новую Москву, запланированную, но так никогда и не построенную; знакомые имперские мифологемы – Лени Рифеншталь; "Звездный десант" и физкультурный парад на Красной площади. Маршевым рефреном сквозь всю серию проходит память о самом важном событии за всю историю нашей страны – Параде победы 24 июня 1945 года. Случайно или нет, но выставка Алексея Беляева-Гинтовта откроется в мае – в месяце, когда принято вспоминать о великой победе над злом. Поклонники Беляева-Гинтовта обнаружат для себя несколько главных примет евразийской эстетики, бережно расставленных автором "Парада победы" там и сям, с отсылками к идеям о "Ново-Новосибирске" и Родине-дочери. Эти вещи, как и глобальная идея нового мироустройства, и объединяют несколько проектов Алексея Беляева-Гинтовта последних лет в единое целое.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||