«Бомбилы» против «Цветофора»?В галерее ЖИР групповая выставка, приуроченная к годовщине образования галереи. Созданный как пространство протестного искусства, за год своего существования ЖИР показал ряд выставок художников анархического направления и сегодня спрашивает своих авторов: каким вы хотите видеть современное общество? Чтобы вы хотели в нем изменить? Каким оно должно стать? Для большинства авторов выставки это общество без института подавления – систем государственной власти, милиции, тюрем. Такой моделью, например, являются анархо-коммуны группы "ПГ", которые создаются децентрализацией снизу и основываются на свободном безденежном обмене. Идеальная модель создается классическим методом создания утопий – методом редукции: отсечения лишнего, вредного, ненужного, а именно института полиции. После этого, по мнению художников галереи ЖИР, жизнь превратится в один сплошной праздник, как на фотопанорамах группы "Цветафор". Тюрьмы уйдут в небытие, и дети будут делать себе переводные татуировки, как сегодня они играют с культурой викингов и рыцарей. В любом случае "всем найдётся занятие после революции", о чем свидетельствует одноименный видеопроект коллектива "Агенда". Другую модель предлагает группа "Бомбилы" – изолировать коррумпированную власть государства и денег от всей остальной России. В своей акции "Белая линия" они проводят мелом линию по всему диаметру Садового кольца. Так они претворяют в жизнь ленинский тезис о стирании границ между городом и деревней путем полного отказа от города. Однако институт полиции как механизм внутреннего регулирования общества существует с древнейших времен. Очевидно, что лишая человечество этих границ мы обрекаем его на полный беспредел, когда все социальные фобии воплотятся в жизнь, что демонстрирует акция Ивана Бражкина "Снайпер". Вокруг будут царить анархия и вандализм, буквально на все придется ставить охранную сигнализацию, как в проекте Анастасии Рябовой. Тогда каждый гражданин должен будет взять на себя функции по выявлению и нейтрализации преступлений – такую инструкцию разработала группа "Ели Кука". Вторая часть выставки представляет собой инсталляцию группы "Цветафор" под названием "Подполье". Часть подвала акцизного склада художники превратят в цех по разливу взрывной смеси – ящики, бутылки, бочки, канистры, поддоны предстанут тотальной инсталляцией и организуют нелегальное подпольное рабочее и жизненное пространство. В проекте будут задействованы историко-архивные документы ВЧК по делу "Анархистов подполья". Инсталляция актуализирует историческое понятие "подполья" как независимого протестного сообщества и проблематизирует возможность существования интеллектуального сопротивления сегодня.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||