«FАБРИКА» ЗАКРЫЛА ПЯТИЛЕТКУСовременное искусство в промзоне? Сегодня это мировая тенденция, ставшая модой. Среди лофтов, идущих по стопам уорхоловской Фабрики ПRОЕКТ_FАБRИКА – российский старожил. Пять лет рядом с реальным промышленным производством технической бумагой существует этот культурный центр. Его цель проста – быть независимой и открытой для некоммерческих проектов площадкой для современного искусства. Свое пятилетие ПRОЕКТ_FАБRИКА отмечает серией выставок с рабочим подтекстом. Первой ласточкой небольшого, но знакового юбилея стала выставка “Машина и Наташа”. В ее основу легла история работницы фабрики “Октябрь” (с которым соседствует культурный центр) Натальи Алексеевой. Женщина проработала за своим станком без малого сорок лет. И даже когда производство было остановлено, продолжала ухаживать за машиной. В итоге станок все-таки демонтировали. Идея сделать из человеческой привязанности к машине художественный манифест пришла в голову куратору Арсению Жиляеву. Художники быстро откликнулись и создали работы на тему заброшенных фабрик-заводов. Между прочим, сама фабрика “Октябрь” когда-то была под угрозой закрытия. Когда молодая Ася Филиппова взяла бразды правления фабрикой в свои руки, производство, существующие аж с 1924 года уже давно пережило свой расцвет. Тогда Ася создала культурный центр и оставила бумажное производство в тех объемах, которые отвечали спросу. А для художников и кураторов, которые сотрудничают с культурным центром, реальное промышленное производство стало источником идей. Вспомнить хотя бы проект “Рабочее движение”, прозвучавший здесь в рамках 3-й биеннале современного искусства. Очередной рабочий концепт воплотился на выставке “Фабрика – частный случай”, которая продлится до середины февраля. На этот раз отношения материального и нематериального труда исследовали женщины. Француженка Элеонора де Монтескью не раз показывала свои видеопроекты в России. На выставке художница представила свое исследование реальных фабрик и собрала мнения людей, работавших там. Кроме ФТБ “Октябрь”, без которой ни как не может обойтись празднование первой пятилетки ее культурного соседа, в объектив Элеоноры попала текстильная фабрика «Кренгольм» в Нарве (Эстония). А немка Романа Шмалиш показывает видео, снятое на текстильной фабрике «Красное Знамя» в Санкт-Петербурге. Свое внимание художница фокусирует на индустриальной конструктивистской архитектуре. Ольга Юргенсон, имеющая русские корни, но живущая в Великобритании, задумалась над процессами трудовой миграции в Европе. Получился ироничный и немного грустный фильм.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||