Femme fataleВыставка "Лиля Брик. Femme fatale" в галерее на Солянке Лили Каган, Лилия Юрьевна Брик, Лиличка... Меткий взгляд мастера российской фотографии Александра Родченко ловит мельчайшие нюансы в пластике жестов, изменении настроения любимой модели. Лиля сидит на подоконнике квартиры в Гендриковском переулке: губы сложены в безмятежной улыбке, лучистый взгляд и девичьи бусики на изящной шее. Старое, немного пожелтевшее черно-белое фото 1920-ых годов. У Родченко получались исключительно мягкие домашние портреты этой женщины, которая была известна свободным образом жизни и взбалмошным характером. Отношение к Лиле Брик очень разное: кто-то считает ее интриганкой, всю жизнь стремившейся к славе и популярности, кто-то мещанкой, хотевшей покомфортнее устроиться в этой жизни, кто-то великой личностью, сумевшей объединить вокруг себя творческую элиту того времени. Но никто бы не назвал ее слабой. Каждый фотограф находил в Лиле что-то особенное, неповторимое, свое, некую силу. Родченко же смог уловить ту "ускользающую красоту", которую не заметили обыватели, по всем объективным показателям называвшие эту брюнетку некрасивой. Однако обаяние, искренний интерес к человеческой личности и таланту делали ее притягательной для творческой элиты того времени. В ее доме бывали Пабло Неруда, Рафаэль Альберти, Борис Слуцкий, Майя Плисецкая и многие другие. На фото Льва Кулешова она отстраненная, холодная, слившаяся в одно целое с кожаным креслом. Как монумент, языческий бог, бронзовая статуэтка. На противоположной стене контрастом - фотографии 1960-х годов: смеющаяся довольная Лиля с супругом Валентином Катаняном в Париже. А вот они на открытии памятнику Владимиру Маяковскому. Серия фотографий Антуана Витеза 1970-ых годов, где Лиля Юрьевна перебирает свои старые фотокарточки юности, заставляют задуматься о том, что она сделала свою жизнь сама, прожила ее как некую пьесу, от эпиграфа до эпилога, посвященную страсти, творчеству, свободе, любви и открытиям. Витез смог разглядеть в этой хрупкой женщине какую-то цельность личности. Пройдет совсем немного времени, и она окажется прикованной к инвалидному креслу, но не потеряет живости во взгляде: на фото в Переделкино за креслом стоит совсем юный Эдуард Лимонов, вокруг - молодежь и осенние листья. При выходе из зала можно заметить небольшой коллаж: фото 1915 года. Маяковский и Лиля. Сбоку прикреплены цветы из таганрогского дома А.П.Чехова, найденные в ее личном архиве+ Выставка открыта до 10 мая в галерее на Солянке по адресу: ул. Солянка, 1/2.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||