Полисский против Пепперштейна?

Полисский против Пепперштейна?


Премия в области современного искусства назвала финалистов. По уже сложившейся за три года традиции, Международное жюри Премии Кандинского объявило трех претендентов в каждой из трех номинациях. Напомним, что на «Проект года», стоимость победы в котором самая крупная – 40 тысяч евро, в этом году претендовало двадцать четыре номинанта. Лучшим молодым художником жаждали стать десять участников. Куш здесь меньше. Как и в номинации «Медиа-арт. Проект года» – 10 тысяч евро. В видео-номинации отметились одиннадцать художников.

Итак, первым в списке претендентов на звание лучшего художника года идет Вадим Захаров. Его инсталляция «Святой Себастьян» открывает выставку конкурсантов в ЦДХ. На зеленом фоне зритель видит мебель. Только вряд ли ее можно использовать по назначению. Предметы созданы «с учетом всех визуальных искажений, которые мы видим в иконах», провозглашает автор. Эта инсталляция отсылает зрителя не только к традициям иконописи, но и к русскому авангарду. В необычные предметы мебели художник «вонзает» красные треугольники, которые отсылают нас к произведениях Эля Лисицкого. Собственно, традицию и авангард соединили именно эти треугольники-стрелы. Название работы «Святой Себастьян» в очередной раз отсылает к классике. В христианском искусстве Себастьяна традиционно изображали красивым юношей, привязанным к столбу и пронзенным стрелами. А на ранней картине Рафаэля мученик, облаченный в красные одежды, держит стрелу в руках. Сложный синтез православного, католического и авангардного породил в актуальном искусстве эту на первый взгляд сюрреалистическую работу.

Правда, стать лучшим художников года по версии Премии Кандинского у Вадима Захарова, видимо, шансов не много. Во-первых, слишком уж сильные соперники у художника – Николай Полисский и Павел Пепперштейн. Во-вторых, Захаров лауреат государственной премии «Иннования». За три года критики привыкли противопоставлять и сравнивать эти две награды. И еще один аспект – инсталляция «Святой Себастьян» хоть и не покрылась годовой пылью, что свойственно мебели, но близка к этому. Работа показывалась год назад (в ноябре 2008 года) в галереи GMG. Все-таки победа, по исходной задумке жюри, должна доставаться именно проекту года, а не проекту прошлого или позапрошлого года. В прошлом году, кстати, многие были уверены, что главный приз достанется Борису Орлову за «Парад астральных тел». Эта огромная работа создавалась и дополнялась автором около двадцати лет. Жюри решило иначе, имеет право. Хотя интрига была мощной, нечего говорить. В этом году не так, это почувствовали все. Но Вадиму Захарову, видимо, какая-то награда да достанется. Ведь художника жюри включило в тройку претендентов аж в двух номинациях. Вторая – «Медиа-арт. Проект года». Выглядит такое решение довольно странно. Особенно, с учетом того, как много в этом году было достойных работ в медиа-номинации. Сильные работы представили группа художников скрывающаяся под псевдонимом «Танатос Банионис», а также Александра Дементьева и Марина Звягинцева. Однако на победу, кроме Захарова, претендуют Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин, Юлия Девляшова и Александра Тощевикова.

Все же основная схватка намечается между Николаем Полисским и Павлом Пепперштейном. Бывший митек, а ныне самый известный в России мастер лэнд-арта, с помощью своей артели Никола-Ленивецкого Промысла создал «Большой адронный коллайдер». Впервые работа была показала в музее современного искусства в Люксембурге. На биеннале инсталляцию можно было увидеть на Проекте_Fабрика. Работа посвящена суперпрогрессивному научному достижению ученых мира и выполнена традиционными средствами. Деревянная махина, действительно, поражает.

Другой кандидат Павел Пепперштейн тоже представил масштабный проект – футуристический город. Идеи художник разрабатывает давно, с 2007 года. Но художник постоянно дополняет ее. Последним штрихом стало письмо Медведеву и Путину, в котором автор изложил концепцию утопии. Вкратце она выглядит так: культурный облик Москвы и Петербурга разрушается, поэтому нужно создать новую столицу, аккурат между этими городами. Дальше художник начинает фантазировать, каким может стать город будущего: здания правительства в виде черного куба, возвышающий дом-стебель на окраине города, разноцветные постройки-ракушки в четвертом-пятом тысячелетиях.

Среди молодых художников выбор жюри пал на Евгения Антуфьева, Александра Фролова, и художника, выступающего под псевдонимом МАКЕ.

Окончательный результат будет известен 10 декабря.

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru