Полисский против Пепперштейна?Премия в области современного искусства назвала финалистов. По уже сложившейся за три года традиции, Международное жюри Премии Кандинского объявило трех претендентов в каждой из трех номинациях. Напомним, что на «Проект года», стоимость победы в котором самая крупная – 40 тысяч евро, в этом году претендовало двадцать четыре номинанта. Лучшим молодым художником жаждали стать десять участников. Куш здесь меньше. Как и в номинации «Медиа-арт. Проект года» – 10 тысяч евро. В видео-номинации отметились одиннадцать художников. Итак, первым в списке претендентов на звание лучшего художника года идет Вадим Захаров. Его инсталляция «Святой Себастьян» открывает выставку конкурсантов в ЦДХ. На зеленом фоне зритель видит мебель. Только вряд ли ее можно использовать по назначению. Предметы созданы «с учетом всех визуальных искажений, которые мы видим в иконах», провозглашает автор. Эта инсталляция отсылает зрителя не только к традициям иконописи, но и к русскому авангарду. В необычные предметы мебели художник «вонзает» красные треугольники, которые отсылают нас к произведениях Эля Лисицкого. Собственно, традицию и авангард соединили именно эти треугольники-стрелы. Название работы «Святой Себастьян» в очередной раз отсылает к классике. В христианском искусстве Себастьяна традиционно изображали красивым юношей, привязанным к столбу и пронзенным стрелами. А на ранней картине Рафаэля мученик, облаченный в красные одежды, держит стрелу в руках. Сложный синтез православного, католического и авангардного породил в актуальном искусстве эту на первый взгляд сюрреалистическую работу. Правда, стать лучшим художников года по версии Премии Кандинского у Вадима Захарова, видимо, шансов не много. Во-первых, слишком уж сильные соперники у художника – Николай Полисский и Павел Пепперштейн. Во-вторых, Захаров лауреат государственной премии «Иннования». За три года критики привыкли противопоставлять и сравнивать эти две награды. И еще один аспект – инсталляция «Святой Себастьян» хоть и не покрылась годовой пылью, что свойственно мебели, но близка к этому. Работа показывалась год назад (в ноябре 2008 года) в галереи GMG. Все-таки победа, по исходной задумке жюри, должна доставаться именно проекту года, а не проекту прошлого или позапрошлого года. В прошлом году, кстати, многие были уверены, что главный приз достанется Борису Орлову за «Парад астральных тел». Эта огромная работа создавалась и дополнялась автором около двадцати лет. Жюри решило иначе, имеет право. Хотя интрига была мощной, нечего говорить. В этом году не так, это почувствовали все. Но Вадиму Захарову, видимо, какая-то награда да достанется. Ведь художника жюри включило в тройку претендентов аж в двух номинациях. Вторая – «Медиа-арт. Проект года». Выглядит такое решение довольно странно. Особенно, с учетом того, как много в этом году было достойных работ в медиа-номинации. Сильные работы представили группа художников скрывающаяся под псевдонимом «Танатос Банионис», а также Александра Дементьева и Марина Звягинцева. Однако на победу, кроме Захарова, претендуют Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин, Юлия Девляшова и Александра Тощевикова. Все же основная схватка намечается между Николаем Полисским и Павлом Пепперштейном. Бывший митек, а ныне самый известный в России мастер лэнд-арта, с помощью своей артели Никола-Ленивецкого Промысла создал «Большой адронный коллайдер». Впервые работа была показала в музее современного искусства в Люксембурге. На биеннале инсталляцию можно было увидеть на Проекте_Fабрика. Работа посвящена суперпрогрессивному научному достижению ученых мира и выполнена традиционными средствами. Деревянная махина, действительно, поражает. Другой кандидат Павел Пепперштейн тоже представил масштабный проект – футуристический город. Идеи художник разрабатывает давно, с 2007 года. Но художник постоянно дополняет ее. Последним штрихом стало письмо Медведеву и Путину, в котором автор изложил концепцию утопии. Вкратце она выглядит так: культурный облик Москвы и Петербурга разрушается, поэтому нужно создать новую столицу, аккурат между этими городами. Дальше художник начинает фантазировать, каким может стать город будущего: здания правительства в виде черного куба, возвышающий дом-стебель на окраине города, разноцветные постройки-ракушки в четвертом-пятом тысячелетиях. Среди молодых художников выбор жюри пал на Евгения Антуфьева, Александра Фролова, и художника, выступающего под псевдонимом МАКЕ. Окончательный результат будет известен 10 декабря.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||