«Нонконформисты помахали ручкой»

«Нонконформисты помахали ручкой»


Главный приз Премии Кандинского в прошлом году получил член левой партии «Евроазиатский союз» Алексей Беляев-Гинтовт. В этом году национальная награда в области современного искусства оказалась вне политики: идейных художников на Кандинском-2009 нет. Несмотря на то, что Премия совсем молодая, за три года своего существования она успела стать самой обсуждаемой «битвой» актуальных художников. В этот раз экспертный совет отобрал из 331 заявки 44 номинанта. Выставка этих работ – так называемого «длинного списка» Премии - сейчас заполнила весь третий этаж ЦДХ.

Премия Кандинского уже зарекомендовала себя, как одна из самым ажиотажных наград современного искусства. На первой выставки номинантов так хорошо наливали, что художников пришлось буквально выносить с выставки. А еще первая Премия запомнилась скандалом с интернет-голосованием. Выяснилась, что один из художников подредил всех знакомых, чтобы получить приз зрительных симпатий. Ко второй Премии эту номинацию отмели вовсе. А зрительское голосование стало лишь промежуточным этапом выбора победителей. Главное решение остается на международным жюри. Кстати, в этом году в нем появились новенькие: специалист из Нью-Йорка Алла Розенфельд и директор Московского музея современного искусства Василий Церетели. А скандально известный российский куратор, в прошлом глава отдела новейших течений Третьяковской галереи, Андрей Ерофеев в этом году вышел из состава жюри, зато стал куратором экспозиции. Вторая Премия запомнилась довольно неожиданной победой Алексея Беляева-Гинтовта, представителя левой партии «Евроазиатский союз» и непонятным митингом у стен «Винзавода», где проходила вручение. После объявления результата зал взорвался бурей эмоций: одни кричали «позор», другие – неистово аплодировали.

Нынешняя Премия тоже началась с интриги. Между Андреем Ерофеевым и членом экспертного совета, который отбирал из немногочисленных заявок художников лучшие работы, арт-критиком Сергеем Хачатуровым на пресс-конференции произошел весьма двусмысленный диалог. Сережа вопрошал: почему художников из регионов так мало на Премии и как сделать систему подачи заявок доступной для всех? На это Ерофеев отрезал, что этим лоббированием должны заниматься люди пишущие, а критика у нас слабая… Только об одном забыл г-н Ерофеев: художники на свои деньги привозят работы на выставку. Не каждый региональный художник может позволить себе трансфер до столицы. Еще Ерофеев отметил, что Премия все больше начинает напоминать общую панораму актуального российского искусства, уходит от влияния галерей, все больше участвуют молодые, а «нонконформисты помахали ручкой».

В отличие от престижной европейской Премии Тернера, в борьбе за которую могут принимать участие художники младше пятидесяти лет, отечественный аналог Премия Кандинского, не имеет возрастных ограничений. На выставке номинантов немало немолодых авторов. Так, за главный приз (номинация "Проект года", где премия 40 тыс. евро) борется Семен Файбисович, которому скоро разменяет шестой десяток. Его триптих «Девочки», напоминающий расплывшиеся фотографии, - первый живописный проект художника после многолетнего перерыва.

- Новая эпоха «обрела свое лицо», и я почувствовал желание рисовать ее портрет, как в начале 1980-х, когда я невольно был вовлечен в отображение советской эпохи, - считает художник. – Я вижу много общего и много различного между этими эпохами.

Самый возрастной участник Кандинского-2009 Ростислав Лебедев, прославившийся в 70-х как один из лидеров соц-арта, представил проект «Русский пантеон». Дюжина картин посвящена отечественным «богам». Пантеон возглавляет «солнце русской поэзии» Александр Пушкин, а по его следам идут «солнце русской литературы» Федор Достоевский, «солнце русского кинематографа» Никита Михалков, и даже «солнце русской демократии» Борис Ельцин. Вместо нимба у каждого «бога» ушки а-ля play boy и солнечные лучики. Самым забавным портретом художник наградил Малевича: вместо лица – черный квадрат.

Но, пожалуй, больше всего шансов завоевать главный приз у мастера лэнд-арта, бывшего митька Николая Полисского. За десять лет художник превратил деревню Никола-Ленивец, что в Калужской области, в территорию искусства, куда приезжают тысячи людей. Местная сельская ребятня выросла в «Никола-Ленивецкий промысел». Именно эта команда воплощает задумки Николая масштабные скульптуры. На Премии Кандинского выставлен последний проект художника - «Большой адронный коллайдер». Деревянная конструкция – не только условный портрет настоящего коллайдера, окутанного мифами, но еще и памятник современной науки, прогрессу.

Посоперничать с ним может антиутопия Павла Пепперштейна. Художник предлагает создать между Москвой и Петербургом новую столицу – город Россия, где домом правительства станет «Черный куб». Футуристический город – протест художника против разрушения исторической архитектуры под видом реконструкции. Пепперштейн даже написал письмо по этому поводу Владимиру Путину, оно прилагается к проекту. Правда, работа слишком хорошо знакома зрителю, выставлялась на «Винзаводе» еще в 2007. Кстати, на ту же тему разрушения города отзывается и Константин Батынков живописным циклом «Москва».

На «Проект года» претендуют и художники помоложе. Леха Гарикович откликается на кризис. На картине - штаны с вывернутыми пустыми карманами. Рядом - забавные бизнесмены, выскакивающие из гороха и кукурузы со словами «Почему я?» и «Почему он?». Кстати, Леха – единственный участник, заявивший о себе в двух номинациях. Стать «Молодым художником года» и получить 10 тыс. евро у Лехи больше шансов. Во-первых, за меньше конкурентов, здесь всего десять номинантов. А главное, вторая работа веселая и близкая молодежи. Из монитора вываливается баян, клавиатура превратилась в часть гармошки, мышка тоже стала «музыкальной». В общем, сплошной баян, что в переводе со рунетовского сленга значит банальность и пустословие. Этой сатирой художник заявляет, как много этого в виртуальном мире.

В номинации на «Медиа-арт. Проект года» тоже не много художников, одинадцать. Популярностью на открытии выставки пользовалась работа Марины Звягинцевой «Спальный район». Над серой кроватью нависает серый строительный блок, в который вмонтирован телевизор. Именно так – на кровати, уставившись в телек – отдыхает большинство людей после работы. На вернисаже многие зрители почувствовали себя частью спального района. Полежать на актуальной кровати решили многие, в том числе Олег Кулик и Елена Селина.

Социальный медиа-проект еще одной художницы Александры Дементьевой привлек внимание публики. В инсталляции восемь пустых окон. Недалеко от них звонки, в которые мог позвонить каждый желающий. Дзынь – и в окне появляются фигуры. Одни грозят, другие беззвучно кричат… На лицо характеры, типы и судьбы.

Какие работы станут лучшими, будет известно только в декабре. А пока можно оценить свежий российских арт в ЦДХ.

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru