Парижские годы грузинского классика

Парижские годы грузинского классика


Персональная выставка одного из крупнейших грузинских художников ХХ века, Ладо (Владимира) Давидовича Гудиашвили (1896–1980) представляет более 60 рисунков и живописных работ парижского периода творчества художника из собрания Третьяковской галереи и коллекции Иветы и Тамаза Манашеровых. Большинство работ будет впервые показано широкой публике.

Ладо Гудиашвили уехал из Тифлиса в Париж осенью 1919 года. Почти сразу художник стал завсегдатаем знаменитого «Улья» и кафе «Ротонда». Он дружил с А. Дереном, Ф. Леже, Ф. Мазерелем, Н. Гончаровой и М. Ларионовым, а также был знаком с А. Модильяни и П. Пикассо. Парижский дебют Гудиашвили начался с участия в 13-й выставке «Осеннего салона», где он показал четыре картины: «Идиллия», «Кутёж в саду “Эдеми“», «Тост на рассвете», «Кутёж кинто с женщиной». После салона произведения двадцатичетырехлетнего Гудиашвили получили восторженные отзывы прессы. Вслед за общественным признанием последовал и коммерческий успех - картину «Кутёж с женщиной» и еще три рисунка Гудиашвили купил испанский художник Игнасио Сулоага с намерением позже передать их в собрание музея Прадо. Излюбленными персонажами картин Гудиашвили были кинто (уличные торговцы, завсегдатаи духанов) и карачохели (трудяги-ремесленники, носившие чоху – черную одежду) и связанные с ними сцены возлияний, пиршеств, гуляний и верховой езды. В годы жизни в Париже Гудиашвили неизменно обращался к воспоминаниям о патриархальном грузинском укладе, внезапно сменившемся в 1921 г. новым советским режимом.

Гудиашвили прожил в Париже шесть лет. Все эти годы его сопровождал профессиональный успех: галереи устраивали персональные выставки, его охотно приглашали принимать участие в коллективных экспозициях, диспутах и поэтических чтениях, он работал театральным декоратором. Однако многие работы Гудиашвили 1920-х гг. не лишены пессимизма и меланхолии, отчасти потому, что художник понимал обречённость старинного грузинского уклада времён своей юности. Тем не менее, в годы осознания новой реальности и переоценки ценностей Гудиашвили хранил верность идеалу красоты, который напрямую связывал его творчество с преданием французского и русского символизма — концепцией и культом Вечной Женственности.

В 1925 году, когда многие художники пытались бежать из России, Ладо Гудиашвили, наоборот, вернулся в Советскую Грузию. Он продолжал успешно работать в родном Тифлисе. В 1928 году Гудиашвили стал участником 16-й Венецианской биеннале современного искусства, его работы выставляли в Европе, Америке и СССР. Несмотря на то, что творчество Ладо Гудиашвили было хорошо известно в СССР, его персональная выставка проходила последний раз в Москве в 1958 году в Выставочном зале Союза художников СССР на Кузнецком мосту.

Настоящая экспозиция призвана заново открыть имя выдающегося художника широкому зрителю. Благодаря коллекции работ парижского периода Ладо Гудиашвили из собрания Иветы и Тамаза Манашеровых стало возможно осуществление настоящей выставки и издание уникального сборника-альбома, выходящего за рамки выставочного каталога. В издании приняли участие известные искусствоведы из разных стран: Джон Боулт, профессор университета Южной Калифорнии (США); автор одной из первых монографий о Л. Гудиашвили, сотрудник Государственного Русского музея — Лидия Златкевич; профессор Венецианского университета Луиджи Магаротто; историк искусства и журналистка Жанин Варно (Париж); исследовательница русского и грузинского литературного авангарда Татьяна Никольская (Санкт-Петербург) и тбилисский художник Илико Зауташвили. Также в каталоге будут опубликованы неизвестные ранее архивные материалы допарижского (1917–1919) и парижского (1919–1925) периодов творчества художника.

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru