Парижские годы грузинского классикаПерсональная выставка одного из крупнейших грузинских художников ХХ века, Ладо (Владимира) Давидовича Гудиашвили (1896–1980) представляет более 60 рисунков и живописных работ парижского периода творчества художника из собрания Третьяковской галереи и коллекции Иветы и Тамаза Манашеровых. Большинство работ будет впервые показано широкой публике.
Ладо Гудиашвили уехал из Тифлиса в Париж осенью 1919 года. Почти сразу художник стал завсегдатаем знаменитого «Улья» и кафе «Ротонда». Он дружил с А. Дереном, Ф. Леже, Ф. Мазерелем, Н. Гончаровой и М. Ларионовым, а также был знаком с А. Модильяни и П. Пикассо. Парижский дебют Гудиашвили начался с участия в 13-й выставке «Осеннего салона», где он показал четыре картины: «Идиллия», «Кутёж в саду “Эдеми“», «Тост на рассвете», «Кутёж кинто с женщиной». После салона произведения двадцатичетырехлетнего Гудиашвили получили восторженные отзывы прессы. Вслед за общественным признанием последовал и коммерческий успех - картину «Кутёж с женщиной» и еще три рисунка Гудиашвили купил испанский художник Игнасио Сулоага с намерением позже передать их в собрание музея Прадо. Излюбленными персонажами картин Гудиашвили были кинто (уличные торговцы, завсегдатаи духанов) и карачохели (трудяги-ремесленники, носившие чоху – черную одежду) и связанные с ними сцены возлияний, пиршеств, гуляний и верховой езды. В годы жизни в Париже Гудиашвили неизменно обращался к воспоминаниям о патриархальном грузинском укладе, внезапно сменившемся в 1921 г. новым советским режимом.
Гудиашвили прожил в Париже шесть лет. Все эти годы его сопровождал профессиональный успех: галереи устраивали персональные выставки, его охотно приглашали принимать участие в коллективных экспозициях, диспутах и поэтических чтениях, он работал театральным декоратором. Однако многие работы Гудиашвили 1920-х гг. не лишены пессимизма и меланхолии, отчасти потому, что художник понимал обречённость старинного грузинского уклада времён своей юности. Тем не менее, в годы осознания новой реальности и переоценки ценностей Гудиашвили хранил верность идеалу красоты, который напрямую связывал его творчество с преданием французского и русского символизма — концепцией и культом Вечной Женственности.
В 1925 году, когда многие художники пытались бежать из России, Ладо Гудиашвили, наоборот, вернулся в Советскую Грузию. Он продолжал успешно работать в родном Тифлисе. В 1928 году Гудиашвили стал участником 16-й Венецианской биеннале современного искусства, его работы выставляли в Европе, Америке и СССР. Несмотря на то, что творчество Ладо Гудиашвили было хорошо известно в СССР, его персональная выставка проходила последний раз в Москве в 1958 году в Выставочном зале Союза художников СССР на Кузнецком мосту.
Настоящая экспозиция призвана заново открыть имя выдающегося художника широкому зрителю. Благодаря коллекции работ парижского периода Ладо Гудиашвили из собрания Иветы и Тамаза Манашеровых стало возможно осуществление настоящей выставки и издание уникального сборника-альбома, выходящего за рамки выставочного каталога. В издании приняли участие известные искусствоведы из разных стран: Джон Боулт, профессор университета Южной Калифорнии (США); автор одной из первых монографий о Л. Гудиашвили, сотрудник Государственного Русского музея — Лидия Златкевич; профессор Венецианского университета Луиджи Магаротто; историк искусства и журналистка Жанин Варно (Париж); исследовательница русского и грузинского литературного авангарда Татьяна Никольская (Санкт-Петербург) и тбилисский художник Илико Зауташвили. Также в каталоге будут опубликованы неизвестные ранее архивные материалы допарижского (1917–1919) и парижского (1919–1925) периодов творчества художника.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||