Античный цикл в рисунках и скульптурахВ экспозиции выставки «Античный цикл. Портреты. Рисунки» представлено около 20 скульптур, выполненных в бронзе, шамоте, терракоте, гипсе и около 30 рисунков, выполненных карандашом, пастелью, углем, фломастером, сепией. Помимо классических образов и сюжетов Античности, Лев Муравин обращался также к классике русской литературы (портреты А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Л. Толстого, В. Маяковского, Е. Баратынского). Кроме того, он по-своему интерпретировал тему обнаженной модели. Выставка «Античный цикл. Портреты. Рисунки» призвана показать ту часть творчества художника, которая по идеологическим соображениям была недостаточно оценена в годы его жизни. Первые масштабные работы Льва Муравина, отражающие традиционную в советском искусстве тему романтики революции, появились в 30-е годы. Начав свою карьеру монументалиста, он проектировал памятники для крупных украинских городов. Его проекты символических и портретных памятников, отличающихся динамизмом и оригинальностью замысла, получили тогда широкий отклик. В 1939 году к художнику пришло признание: Лев Муравин победил в конкурсе на художественное оформление Павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Две многофигурные группы были созданы им в соавторстве с Михаилом Лысенко. Лев Муравин показал себя мастером скульптурного портрета: его портреты монолитны, крепко построены, передают особенности личности и ее интеллектуальный мир. Наряду со скульптурными портретами, Лев Муравин в 50-60-е годы активно занимался городской скульптурой. Широкое признание за своеобразную интерпретацию темы материнства получила исполненная в граните скульптура «Русская зима», установленная в одной из районов Москвы. В дальнейшей Муравин экспериментировал с различными жанрами и материалами, обращался к малым формам, внес свою интонацию в развитие станковой композиции. В Государственной Третьяковской галерее находится композиция Льва Муравина «Люди из легенды» («Подвиг милиционеров Владивостока»), запоминающаяся неожиданностью пространственного построения и гибкостью пластического ритма. В 70-е годы Муравин ищет сопряжения камерности и монументальности. Даже работая в шамоте, скульптор создает объемные композиции, не лишенные черт монументальности. В этот период он сосредоточивается в работе над пластикой малых форм. Больше всего он увлечен античной мифологией: именно в этой сфере активно развернулась его композиционная фантазия. Размышляя о приоритетах Льва Муравина в эти годы, можно увидеть в его Античной цикле оригинальное соединение эмоциональности и чувственности и лаконичными формулами, заключающими в себе философские измерения мира.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||