Коллайдер показали на "Fабрике"Повсеместно говорится о том, что руcский авангард и его жизнестроительные идеи – самый могучий источник образов искусства XX века. Однако эти разговоры стали скорее общим местом по причине того, что пластические темы авангарда для многих художников утратили свою энергию и мощь, выхолощены до дизайнерского приема, а сама ценность истории авангарда скомпрометирована арт-рынком, низведшим понятие «ценность» до «цены». Выставка «Рабочее движение» – это опыт пластического исследования жизнеспособности формотворческих идей авангарда сегодня. Название отсылает ко времени революционных десятилетий XX века, эпохе левых утопий, коллективизации, индустриализации и культурной революции. Главнейший пространственно-пластический принцип авангарда – проектное мышление. Вот эту энергию проектного мышления и хотелось бы артикулировать в новой экспозиции. Участники выставки совместно включаются в эксперимент по новой пластической режиссуре пространства ПRОЕКТ_ FАБRИКА. Николай Полисский впервые в России представит «Большой адронный коллайдер» – памятник устрашающего техногенного труда человечества над тайнами энергии Вселенной. «Коллайдер» Полисского не стилизация женевской экспериментальной установки – ускорителя заряженных частиц. Это, скорее, аллегория вечного рукомесла, с помощью которого человечество открывает тайну формотворчества: от архетипических предметов цивилизации к фантастическим изобретениям Леонардо да Винчи и далее – к артефактам футуристических утопий. Тему художника-демиурга поддерживает Андрей Филиппов, собирающий и разбирающий картину мира в своей замысловатой пластической анаморфозе, и Валерий Риван, создавший супрематический портал – театр стихий и эмоций. Егор Кошелев в эпических полотнах, во многом заряженных образами монументальной пропаганды первых десятилетий Октября, визуализирует многозначную в этическом и эстетическом планах пластику Работы как таковой. Аня Желудь фиксирует атрибуты созидания в качестве абстрактных скульптур - мощных сгустков энергии. Арсений Жиляев, Максим Русаков и Илья Трушевский минимальными средствами создают силовые поля, графемы пространства, адекватного дисциплинирующей, ответственной творческой мысли. На открытии выступит Шумовой оркестр Пролеткульта, секция металлургов. Одним из источников знаний о Шумовом оркестре Пролеткульта является опубликованная в 1922 году статья актера театра Всеволода Мейерхольда Бориса Юрцева “Оркестр вещей”, в которой предлагалось создать шумовые оркестры по разным отраслям произодства (в том числе оркестр древоотделочников, металлистов и т.п.). В этой статье упоминается автор марша металлистов Григорий Лобачев. История имела продолжение. В 1928 году в музсекторе Госиздата был опубликован марш Лобачева “Металлист” для оркестра четырехструнных домбр и ударных. Спустя восемьдесят лет марш металлистов зазвучит вновь на вернисаже выставки “Рабочее движение”. Состав секции металлургов Шумового оркестра Пролеткульта: Марк Пекарский, Петр Айду, Герман Виноградов, Дмитрий Власик, Григорий Дурново, Игнатий Матюхов.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||