Искусство и поэзия коллажаМихаил Гробман — известный израильский художник, а в прошлом — одна из центральных фигур московского авангарда 1960-х годов. Он эмигрировал в 1971-м и почти сразу занял заметное место в израильском культурном пейзаже, основав альтернативную художественную группу «Левиафан». Коллаж — это только одно из направлений его деятельности, наряду с живописью, инсталляцией, объектом. Побудительным мотивом обращения Гробмана к технике коллажа с самого начала была манипуляция «чужим» материалом — например, изображениями, заимствованными из полиграфии советского времени. С этого момента коллаж стал для Гробмана концептуальной «графической инсталляцией», в которой каждый раз возникает особый тип высказывания, не существовавший ранее. Таковы минималистские «поэмы», составленные художником из собственного имени, серия «визуальных стихов» из журнальных заголовков и старые книжные обложки, трансформированные в стихотворные тексты. Текст в работах Гробмана не просто играет существенную роль — в некоторых произведениях он добился полного взаимопроникновения визуальной и словесной составляющих. На выставке представлены работы художника с 1980-х годов до сегодняшнего дня. Это коллажи из репродукций и рисунков, по большей части выполненных на белой бумаге. Острое, провоцирующее глаз соединение авторского рисунка с чужим и вторичным материалом ставит вопрос о возможности оригинального художественного высказывания. Сегодня, в эпоху массового тиражирования визуальной информации, художник порой перестает ощущать себя «творцом». Коллажи Гробмана — попытка вновь нащупать художественную идентичность, но уже без романтической мифологии. Создавая свое произведение в контексте чужого творчества, автор добивается комического эффекта. Взяв чужие вещи за основу, Гробман превращает художников в своих персонажей, провоцируя их с помощью текста и рисунка на откровенные высказывания, всплывающие из глубин подсознания. Внедрение спонтанного рисунка в готовое изображение нарушает благополучную целостность иллюзорного мира репродукций, и тогда под глянцевой поверхностью обнаруживается тревожный, пессимистический взгляд на человека. Это не самая комфортная философия, но Михаил Гробман заставляет зрителя вспомнить, что такое рука живого художника и его непредсказуемое мышление.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||