Выставка "XV" в галерее Айдан на ВинзаводеОт этой выставки у вас должны побежать мурашки по коже, а волосы встать дыбом.. Последние 15 лет – время формирования актуального художественного процесса, появление новых тенденций и форм выражения мыслей. Айдан-галерея за активную 15-летнюю деятельность успела зарекомендовать себя как демонстрацией работ лучших современных художников, так и своего рода поисковиком новых молодых талантов. И даже если вашу скульптуру галерея приобрела, потому что она (скульптура) подходит по цвету к дивану офиса, то все равно считайте это успехом. Ибо галерея Айдан – одна из старейших, буржуазно-модных и авторитетных галерей в России. Так и на последней выставке, куратором которой выступили сама хозяйка Айдан Салахова и ее друг художник Стас Шурипа, лоб в лоб столкнулись старички и молодежь. Кроме столкновения поколений на выставке происходит явное столкновение художника с самим собой, причем без аварийного торможения, а с неимоверным грохотом. На выставке представлены по две работы от каждого художника – от 1990-ых и от 2007 года. Получается рассказ не столько о пройденном времени и презентацией себя в настоящем, сколько о самом себе прошлом и настоящем времени. Вот такой сеанс психоанализа. Выставка состоит из двух частей: собственно в помещении Айдан галереи на Винзаводе и в Белом цехе, что напротив. В галерее камерно и лаконично. Уже знакомая по персональной выставке Оксана Мась представила натюрморт а-ля голландские мастера (1992) и арт-объект «Клапан Ягуара» (2007) из черной кожи и посеребренных болтов. Михаил Розанов выступил примерно с тем же набором: фото «Сирень» (1992) и объект из дерева (2007), чем-то напоминающий деревянные фантазии Политова на последней АртМоскве. Не обошлось и без видеоарта: в серии «Семейный портрет» (2007) Филипп Донцов мастерски использует цифровую анимацию – в нескольких фотографических рамках вставлены экранчики, на которых появляются изображения отца и ребенка несколько инопланетного вида. Что же представил Донцов от 1990-х годов? Правильно, маловнятную живопись, традиционное холст, масло («Конец апреля», можно было бы назвать и «Начало января», суть от этого не изменилась бы). Очень эффектно смотрится инсталляция Николы Овчинникова «Ударная установка» (между прочим 1992 год!), где в барабаны вмонтированы световые изображения.
Любопытно наблюдать трансформацию живописи в творчестве некоторых художников. Так, Дмитрий Каганович в 1992 году, оказывается, рисовал реалистические пейзажи среднерусской полосы, а в 2007 году он уже иронически подтрунивает над Боттичелли, копируя его фрагмент «Примаверы», только с добавлением своих элементов в композиции (картина «Déjà vu»). На этом все. Теперь можно переместиться в Цех Белого. Вот тут при входе у вас… (подождите с мурашками!) волосы, по идее, должны встать дыбом. В уютном уголке расположились «Остатки бомжа» хрестоматийного трупного цвета. Это всего лишь скульптурная инсталляция Георгия Острецова (2007). А в 1992 году художник, оказывается, творил в манере Оскара Рабина (и не только) – живописные объекты с вкраплением предметов быта (инсталляция с ложкой на этот раз). Что там Острецов, вот Сергей Мироненко уже в 1992 году написал слово «Пиздец» в жанре автомобильных знаков и тут же перечеркнул его красным… Время такое, видимо, было: все-таки где-то внутри застыло необъятной лавой оптимистическое желание стать счастливым после совковой серости. Затем Мироненко немного побаловался созданием интеллектуальных объектов (серия «Макросхема», 2006), но это уже выглядит не так эффектно... поезд, что называется, уехал. Рядом с Мироненко расположился саркастичный Авдей Тер-Оганян со своим полотном, имитирующем живопись Пикассо, с вкрапленными в геометрическую структуру матными словами. Слава богу, мата больше не предвидится. В ассортименте из «звезд» есть еще группа «АЕС» с «Детской библией», где подростки как в виртуальной игре застыли с оружием в руках. Это изображение двигается и оживает в Русском павильоне на нынешней венецианской биеннале на трех огромных плазмах. Галерея XL предоставила для выставки цветное фото Олега Кулика «Глаз» (2007), в зрачке изображенного глаза видны некие фигуры и предметы, а может, и отражение самого художника, я не уловила. Вообще надо сказать, что выставка состоялась благодаря инициативе и помощи коллекционеров, галерей, Музея современного искусства и самих художников, которые предоставили работы. Получилась не то чтобы ретроспектива, а увлекательное путешествие-сравнение, как в той детской игре «найди 5 отличий». Волей-неволей зритель начинает сравнивать художника «тогдашнего» и «нынешнего», и тут выводы делать рано, но очевидно, что ближе к «сейчас» художники стремятся использовать новые материалы, интерактивность (то есть возможность непосредственного общения зрителя с объектом), работать в разных формах и жанрах, а не только в живописи. Таков объект Марии Беловой и Александра Политова «Грация и сила», где две фанерные фигуры двигаются друг к другу, если до них дотронуться. Но и от живописи авторы не отрекаются. Например, Виктор Алимпиев (больше известный как звезда видеоарта) представлен двумя живописными работами, от 1992 года – абстракцией, от 2007 года – экзистенциальным минимализмом. Константин Звездочетов, разумеется, тоже выступил с живописными работами, уже издали привлекающими взгляд своей яркостью и узнаваемым стилем. Из молодых – Диана Мачулина с объектом, напоминающем закостеневший противогаз, а также киевская художница Жанна Кадырова с керамической инсталляцией «Фантик». Каждый персонаж выставки раздваивается на глазах, вот он – прошлый, вот – настоящий.
Ася Пражская обсудить статью в ЖЖ - community.livejournal.com/art_links/660756.html
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||