Привет из-за границыВыставка напомнит о роли эмигрантов из России в формировании американского авангарда и абстрактного экспрессионизма, во второй половине ХХ века превративших Нью-Йорк в одну из мировых художественных столиц. Правда, в этот период большинство представителей русско-еврейской диаспоры ощущали себя полноценными американцами, не говорили и не мыслили по-русски, а потому их творчество – плоть от плоти художественного процесса, развивавшегося в США, и уже мало связано с культурой «исторической родины». Художники покидали пределы Российской империи в силу многих причин: одни отправлялись учиться в Европу, другие бежали за океан от еврейских погромов (многие попадали в эмиграцию еще детьми), третьи спасались от голода, разрухи и репрессий, принесенных Октябрьским переворотом. Вторая волна иммигрантов была прибита к западным берегам Атлантики гонениями фашизма на евреев в канун и во время II Мировой войны. В итоге русская художественная колония изначально была обречена на отсутствие единства и рассредоточена на огромном пространстве США, являя собой пестрый конгломерат стилей и судеб. Выставка покажет как срез "русской художественной Америки", так и наиболее яркие ее персоналии. Временной диапазон проекта простирается от 1913 (кубофутуристический холст Макса Вебера "Интерьер четвертого измерения") до 1978, когда Александром Либерманом создан объект из ярко-красной стали «Макет для возвышения». При входе в зал зритель попадет в круг хорошо знакомых имен: Николай Фешин, Алексей Арапов, Борис Анисфельд получили известность еще на родине. Ностальгическую ноту задает полотно Бориса Григорьева "Конец жатвы (Лики России)" 1923 года. Однако сюжеты "из русской жизни" быстро уступают место интернациональным и американским реалиям. Невдалеке от "Портрета Нины Шик" (1937) кисти Сергея Судейкина легко найти манхэттенские пейзажи этой художницы, дожившей до 1999. Творчество Давида Бурлюка, лидера русских футуристов, представлено как "Портретом профессора Н.К.Рериха, первого председателя объединения „Мир искусства“ (1929), так и остросоциальной композицией "Позор всем, кроме мертвых (Город безработных)" (1933). Картины Павла Челищева демонстрируют эволюцию от стиля ар-деко к сюрреалистическим композициям. Главная из них – завещанный автором Третьяковской галерее и хранящийся в ее собрании "Феномен" (1936–1938). Это единственный экспонат из российских музеев, который участвует в выставке и, более того, включен во все "серии" данного проекта. Выставка откроется 16 июня и будет доступна посетителям до 3 сентября.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||