В ММСИ началась "Другая жизнь"В Московском музее современного искусства открывается персональная выставка Константина Батынкова, которая призвана максимально полно осветить многогранное творчество известного художника современности. На выставке будут представлены произведения 1989 — 2009 годов, выполненные в разных техниках. Можно будет увидеть работы из серий «Другая жизнь», «О войне», «Бегущие по волнам», «Лес», «Лошади», «Москва», «Дети».
То, что делает Константин Батынков, — достаточно просто, читабельно и часто, когда он того желает — изящно, чрезвычайно вариативно. Батынков работает неистово и обильно, объясняя эту фантастическую избыточность исключительно внутренними потребностями. Обычно к выставке он делает до полусотни работ. Это для него норма. Техническая составляющая неважна. Это и графика, и фотография, и, естественно, живопись. Но, это разговор о поверхностях, в лучшем случае, о механизме. Интрига в ином. Перед Батынковым дилемма между «что» и «как» не возникает по определению. Феномен его авторской идентификации проявляется в иной более существенной категории — пребывании в пространстве искусства или вне его, в упоении формой или при полном к ней равнодушии, растворении в содержании или вообще, в ничем немотивированном делании. Батынков — куратор собственных идей, ему интересен сам процесс, диалог, подразумевающий наличие оппонента, антитезы. Но условный противник так и останется условным; где «свой», где «чужой» неясно, как, впрочем, и неважно. Батынков и внутри ситуации и вне её, он и программист, и пользователь одновременно. Батынков абсолютно современен, но современность его напрягает, и он пишет «другую жизнь», своё переживание и попытку всё вернуть на своё исконное место. Художник берётся за старую «добрую живопись», когда всё вручную, всё «хенд мейд», всё оригинально, чуть топорно, при этом убедительно, размашисто и пастозно. Он живописует некую агеографическую утопию, запитанную на утопии реальной, наблюдаемой нами то непосредственно, то со стороны, из другой жизни. Искусство Батынкова — это проект о «другой жизни». Именно здесь раскрывается мотивация и формат его искусства. Сюжетов много. Это тотальный проект о парке культуры, который всегда рядом, доступен, но на всякий случай изолирован забором изысканной ковки. Здесь можно купаться в фонтанах, вкарабкиваться на космический «Буран», можно на подтяжках сигануть вниз головой, возомнив себя Тарзаном и остаться при этом никем. Батынков не любит героической гримасы. Героика его работ плотно слита со стаффажностью, дистанция «от великого до смешного» не читаема, а «шанель» и «шинель» предстают явлениями одного порядка.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||