Некоторые картины Модильяни могут оказаться подделкойВ боннском Федеральном выставочном зале проходит выставка Амедео Модильяни. Некоторые из картин, по мнению тоже некоторых экспертов, оказались поддельными.Модильяни, умерший в 1920-м году, относится к тем художникам, чьи работы подделывали еще при их жизни. Леопольд Зборовский - друг Модильяни, торговавший его картинами, - нанимал художников, чтобы те заканчивали недописанные полотна Модильяни или же писали новые в стиле мастера и с его подписью. На один подлинник - три фальшивки После войны, когда цены на работы Модильяни значительно выросли, пошла новая волна подделок. Эксперты полагают, что сегодня из приписываемых художнику работ на одну подлинную приходится три подделки. Почему так сложно отличить поддельного Модильяни от оригинального? Историк искусства и антиквар профессор Хенрик Ханштайн (Henrik Hanstein) говорит, что причина, конечно, не в самом Модильяни, который, правда, не отличался упорядоченным образом жизни, и составители его каталогов не могли каждую картину зарегистрировать и сфотографировать. Наследие Модильяни очень быстро разлетелось по всему миру, оно стало фундаментом мифа. К подлинникам прибавились подделки. С этой ситуацией попытались справиться составители пяти полных каталогов его работ, которые конкурировали друг с другом. Все каталоги неполные, в каждом из них есть вызывающие сомнение вещи. Наличие пяти, так сказать, "неполных полных" каталогов - уникальная ситуация, больше ни с каким художником такого нет. Это, по словам Ханштайна, делает организацию выставок Модильяни столь сложным для любого музея. Сомнительные белила Как сообщает радиостанция Deutschlandfunk, немецкая прокуратура занимается вплотную тремя выставленными в настоящее время в Бонне рисунками и пятью ранними полотнами Модильяни. Но считается, что количество сомнительных работ - значительно выше. Скажем, на выставку попал женский портрет, в красочном слое которого уже несколько лет назад были обнаружены титановые белила, изготовление которых было начато после смерти художника. Результаты экспертизы подтверждены несколькими независимыми научными институтами, но парижский эксперт Кристиан Паризо (Christian Parisot), с которым сотрудничал куратор боннской выставки Кристоф Витали (Christoph Vitali), настаивает на том, что титановые белила были доступны Модильяни. В результате "сомнительная" картина попала не только в экспозицию, но и на обложку каталога и даже на плакаты выставки. Однако главное внимание прокуратуры уделено так называемому портрету Эльвиры. Именно вокруг него разгорелся скандал. Дело в том, что одновременно с выставкой в газете Süddeutscher Zeitung появилось анонимное объявление, предлагающее эту картину на продажу за более чем 4 миллиона евро. Портрет Эльвиры выглядит свежим, происхождение его весьма спорно, он не входит ни в один из пяти полных каталогов работ Модильяни. И очень похоже на то, что выставка используется для того, чтобы легализовать, облагородить и поднять в цене вероятную подделку. Сами себе эксперты Как должен теперь реагировать Федеральный выставочный зал? Профессор Ханштайн считает, что вообще никак. Прокуратура спросит: кто самый авторитетный эксперт? А на этот вопрос нет ответа. Кроме того, организаторы выставки не утверждали, что у них на стенах стопроцентно "чистый" Модильяни. Они приглашают посетителей идти по выставке с открытыми глазами, смотреть свежим взглядом, и тогда посетитель будет в состоянии обнаружить, что на стенах висят картины, которые по своему качеству отличаются от остальных и к которым можно предъявить претензии. "Но сама по себе попытка устроить выставку заслуживает уважения, - подчеркивает Ханштайн. - А то, что ее организаторы нарываются на неприятность, было ясно с самого начала.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||