В Берлине проходит выставка "Картины сновидений: сюрреализм и абстрактный экспрессионизм из собрания Хайнера и Уллы Пичей"В берлинской Новой национальной галерее проходит выставка "Картины сновидений: сюрреализм и абстрактный экспрессионизм из собрания Хайнера и Уллы Пичей". Художественное богатство этого частного собрания впечатляет."Я слишком хорошо знаю берлинцев и то, как они остры на язык. После всего, что здесь уже было показано, про нашу коллекцию они бы только и сказали: ну вот, теперь еще и эти явились! Этого мы хотели избежать..." - так коллекционер Хайнер Пич (Heiner Pietzsch) отвечает на вопрос, почему выдающаяся коллекция, собранная на протяжении последних четырех десятилетий им и его женой Уллой (Ulla Pietzsch) до недавних пор была доступна лишь немногочисленным гостям их уединенной виллы в берлинском районе Грюневальд. Более трехсот картин, скульптур, фотографий и объектов насчитывает это частное собрание, уникальное как по объему, так и по характеру: со старательностью восхищенных любителей и профессионализмом искусствоведов берлинский предприниматель и его супруга реконструировали множественные и зачастую неизвестные связи довоенного европейского и послевоенного американского искусства. Выставку "Картины сновидений: сюрреализм и абстрактный экспрессионизм из собрания супругов Хайнера и Уллы Пичей". Ее уже окрестили "главной выставкой берлинского лета", и это не преувеличение. Не перестаешь удивляться, какие художественные богатства накоплены в частных немецких собраниях за годы экономического благоденствия. Особенность состоит в том, что коллекционеры начали, так сказать, "копать туннель" с двух сторон Атлантики. Улла Пич увлекалась сюрреалистами: Рене Магриттом, Сальвадором Дали, Хуаном Миро. Ее супруг отдавал предпочтение американскому абстрактному экспрессионизму: Марку Ротко, Джексону Поллоку... Пичи сделали центральной темой своей коллекции творчество художников, связующих эти миры, причем, как известных живописцев (здесь можно назвать, например, Аршиля Горки), так и совершенно неизвестных (это, как правило, эмигранты из Европы, в том числе - из Восточной, или из Латинской Америки). Выставка, в которую вошло около 180 работ, занимает все пространство нижнего из двух этажей здания, построенного классиком Баухауза Людвигом Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe). Она интересна не только для любителей художественных раритетов, каковыми являются ранние фигуративные полотна Марка Ротко или некоторые миниатюры Бальтуса. Экспозиция содержит немало шедевров высшего ранга - как из частной коллекции, так и из фондов Национальной галереи, изящно и корректно дополняющих собрание Пичей. В первую очередь, речь идет о полотнах Макса Эрнста, ставшего в свое время отправной точкой для коллекционерского увлечения пары. "Рассказывают, будто мы оба познакомились с Максом Эрнстом, - вспоминает, подмигивая жене, Хайнер Пич. - Это не совсем верно: меня лично он, помнится, совсем не заметил, только мою жену. Дело было в Ганновере. Так или иначе, Макс Эрнст стал центральным художником нашей коллекции." "Эрнст действительно был незабываем, - вторит супругу Улла Пич. - Эта осанка, этот взгляд, эти голубые глаза!.." Шедевр коллекции - "Картина для молодых людей", созданная художником на закате жизни. Полотно собирает в едином визуальном пространстве центральные мотивы творчества этого немецкого сюрреалиста. Пичам принадлежат и сохранившиеся оригинальные фрагменты загадочной монументальной скульптуры Эрнста "Минотавр" - одного из лучших образцов сюрреализма, представленного в собрании Национальной галереи в бронзовой и бетонной реконструкциях. Логическим завершениям цепочки "сюрреалистических миров" становится полотно современной арт-звезды Нео Рауха (Neo Rauch). "Вписывая" коллекцию Пичей в музейный контекст, руководство берлинских музеев с уместной откровенностью говорит о своем желании однажды получить собрание не во временное, а в постоянное пользование. Так что название выставки - "Bilderträume" - это и игра слов: имеются в виду не только "Картины сновидений", но и "Мечты о картинах". А мечты, как известно, сбываются - стоит только очень сильно этого пожелать. Автор: Анастасия Буцко
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||