В Украинском доме открылась выставка художника Александра ЖивотковаВ Украинском доме открылась выставка художника Александра Животкова "Из частных коллекций", приуроченная к открытию новой галереи современного искусства "Bottega". Продвигать и продавать будут искусство XXI века, а в качестве следующего проекта заявляют масштабную экспозицию работ художников "Живописного заповедника", чьи эстетические приоритеты сложились в веке минувшем,– Тиберия Сильваши, Анатолия Криволапа, Марка Гейко, Николая Кривенко и Александра Животкова. И хотя обещают, что на выставку попадут только работы, датированные 2000-ми, особых новостей ожидать вряд ли стоит – "заповедные" классики выставляются если и не часто, то уж точно регулярно, сообщает "Коммерсант-Украина". Впрочем, если, как в случае с инаугурационной выставкой Александра Животкова, упор будет сделан на вещи из частных коллекций, есть шанс увидеть то, что до относительно широкой аудитории не доходило. В экспозиции, разместившейся в малом выставочном зале Украинского дома, совсем неизвестного мало (в основном работы предоставлены семьей художника). Зато представленная подборка, включающая в себя без малого тридцать полотен, очень репрезентативна для понимания творчества художника, которого, пожалуй, можно назвать наименее живописным представителем "Живописного заповедника". Идею об абсолютной выразительности цвета Александр Животков понял по-своему: отказавшись от цвета как такового, он берет с палитры только черный, белый, холодный коричневый и сложные оттенки серого и синего. Сам художник называет свои полотна (а чаще полотнища) просто "работами" и для порядка нумерует их внутри циклов. На выставке представлены в основном работы из "дорожных" серий: грязно-бежевые "Пути", коричневые из "Дорога. Визиты в Соколовку", черно-белые "Варианты в черном" и "Протасов яр". Небольшое отступление от аскетичной палитры можно усмотреть разве что в двух "дождливых" работах, выполненных в холодной сизо-голубой гамме. Из раннего на выставке – то ли мадонна, то ли Джоконда "Мария" и библейский "Благовест". Из совсем нового – триптих "Балконная дверь" с аскетичным проемом в никуда. Из особенно пронзительного – безысходно белый триптих "Памяти Сергея Животкова", который художник посвятил старшему брату, умершему почти восемь лет назад. Хотя буйства цвета в работах Александра Животкова не замечается, в них есть свет – прозрачный и печальный, как на иконах. Но там понятно – там божественное. А у Животкова светятся вполне земные абстрактные пейзажи, в которых и пейзаж-то просматривается с трудом. Пока его высматриваешь, успеваешь сравнить картины с фрагментами плохо оштукатуренной стены: глубину и фактуру изображаемого художник создает с помощью краски, смешанной, кажется, с песком, которую накладывает на холст, фанеру, дерево или металл бесчисленное количество раз. Контуры лица и силуэты художник обозначает в толще краски царапинами, в которых проступают обрывки красного и желтого из каких-то совсем уж запредельных глубин. Об источниках этого света можно размышлять долго, тем более что работы Александра Животкова очень располагают к неспешному созерцанию. Сначала принимаешь на веру то, что широкая черная полоса внизу – это земля, а узкая грязно-белая вверху – это небо. Потом проступают перспективы и горизонты, созданные невидимыми наслоениями цветов и неровностями поверхности красочного слоя. И вот когда начинаешь задумываться о тревоге, зависшей где-то там на горизонте, появляется тот самый свет, в котором сырая архаичная энергетика работ Александра Животкова начинает играть всеми красками.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||