«250 лет Российской академии художеств»В пятницу в Киевском музее русского искусства академики и народные депутаты открыли выставку "250 лет Российской академии художеств". По мнению МАРИИ Ъ-ХАЛИЗЕВОЙ, вернисаж получился скромным, как и юбилейная экспозиция, на которой взгляду не за что зацепиться. Вернисаж в Киевском музее русского искусства был назначен на 16.00. В холодном холле гостей встречали директор музея Юрий Вакуленко и народный депутат Михаил Поживанов. К слову, господин Поживанов две недели назад открывал в этих же залах выставку работ Сергея Григорьева и Виктора Зарецкого (см. Ъ от 29 ноября), часть которых была взята из его коллекции, а теперь вот выступил в качестве друга музея. На открытии выставки явно ощущалась нехватка самого ожидаемого из заявленных гостей – президента Российской академии художеств (РАХ) Зураба Церетели. Отсутствовал и чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Украине Виктор Черномырдин, чье ведомство поддержало проект. Впрочем, без приветственного слова гости выставки, среди которых были президент Украинской ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей Александр Афонин, учредитель компании "Арт-блюз" Юрий Комельков и председатель Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Владислав Корниенко, не остались. Об историческом значении РАХ говорили председатель Международной ассоциации выпускников Российской академии художеств Андрей Блиок и народный депутат Владимир Литвин. Ознакомившихся с экспозицией немногочисленных гостей позвали на фуршет, куда отправились все, кроме господина Литвина, надеявшегося насладиться живописью в тишине, а в итоге рассматривавшего картины под пристальным вниманием фотокорреспондентов. Правда, Владимир Литвин сносил неудобства спокойно и лишь попросил фотографов подвинуться ("Композицию картины закрываете") и не светить вспышкой ("Искажаете палитру"). Впрочем, смотреть на выставке "250 лет Российской академии художеств", прямо скажем, нечего. В киевский музей привезли часть работ с юбилейной выставки, которая проходила в июне-июле этого года в московском Манеже, а теперь различные ее части гастролируют по городам и весям. В Москве среди трех тысяч работ были и ученические полотна студентов Петербургской Императорской академии художеств, будущих классиков академизма Ильи Репина, Карла Брюллова, Ивана Крамского, Василия Сурикова, Александра Бенуа, Валерия Якоби и Василия Поленова. В Киев же привезли работы современных художников–выпускников РАХ, единственным известным среди которых является, собственно, президент академии Зураб Церетели, чьи лубочные подсолнухи встречают зрителя в первом зале. Кроме них на выставке имеется пара добротных натюрмортов Натальи Суворовой, блеклые пейзажи Виктора Демьянчука и Никиты Фомина и статуэтка фантазийного быка (вроде тех, что в промышленных масштабах ваяет киевлянин Олег Пинчук) от автора неприкаянного памятника Альфреду Нобелю Павла Шевченко. Венчает все это великолепие эротическое полотно в духе современного мелкобуржуазного салона от золотого медалиста РАХ Арсения Фоминых – девушка в позе модели из журнала Playboy в обнимку с алой шелковой простыней на фоне академически выписанного закатного неба.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||