Совместная выставка русских и британских художников 1870-х - 1920-х годов.

Совместная выставка русских и британских художников 1870-х - 1920-х годов.

Первые сообщения о готовящейся выставке в Королевской академии содержали сведения о том, что британское правительство гарантирует всем экспонатам статус неприкосновенности от посягательств и что соответствующий документ, точнее письмо, уже существует. Но 24 октября в газете The Guardian появилась статья юриста Марселя Берлинса, регулярно комментирующего для этого издания законодательные казусы. Берлинс довольно подробно изложил суть рисков, с которыми российские собрания могут столкнуться, выставляя свои картины в Великобритании.

Третьи стороны

Иски от так называемых третьих сторон грозят Эрмитажу и Пушкинскому музею. Главным представителем этой категории истцов является один человек - гражданин Франции Андре-Марк Делок-Фурко, внук коллекционера Сергея Щукина, чье собрание живописи импрессионистов и постимпрессионистов было национализировано Советами в 1918-1920 годах. Тактика Делока-Фурко менялась несколько раз: он добивался или возвращения ему дедовской коллекции, или ее объединения в бывшем московском особняке пращура, который должен был бы стать бесплатным государственным музеем. Самые громкие эпизоды борьбы Делока-Фурко с российскими музеями произошли в 2001 и 2003 годах, когда наследник Щукина требовал ареста эрмитажной выставки в Риме и экспозиции ГМИИ в Лос-Анджелесе. И, хотя все усилия Делок-Фурко оказались тщетны, Марсель Берлинс не исключает новой атаки - на сей раз в Лондоне.

Залог

Арест 54 картин французских художников из собрания ГМИИ в 2005 году в Швейцарии по иску компании Noga является образцом "культурного киднеппинга" другого рода. В этом случае живопись как таковая не имеет значения, важно, что она является собственностью Российской Федерации. Владелец Noga Нессим Гаон в 1991 году подписал договор о кредитовании РФ для закупки потребительских товаров и продовольствия. Соглашение было составлено так, что Россия оказалась в нем обычной договорной стороной, которая в случае неисполнения обязательств отвечает по долгам перед кредитором свои имуществом. Подобный казус - редкость в международной юридической практике, и он испортил много крови как российским чиновникам, так и российским музейщикам, в первую очередь Ирине Антоновой, директору ГМИИ. Тогда, в 2005 году, швейцарское правительство, не считаясь с решением суда кантона Вале, арестовавшего картины по иску Noga, гарантировало их возвращение в Россию. Теоретически, подобное может произойти еще раз, отмечает в статье в The Guardian Марсель Берлинс.

Сумеречная зона

На руку российским музеям может сыграть ожидаемое в ноябре 2007 года принятие палатой лордов закона о защите произведений искусства, ввезенных на территорию Великобритании. Если закон (кстати, не имеющий обратной силы) будет принят и вступит в силу до открытия выставки, то экспонатам выставки "Из России: французские и русские шедевры из Москвы и Санкт-Петербурга, 1870-1925" ничего не угрожает. В противном случае, то есть если закон будет отложен, экспозиция окажется в рискованном положении. Вполне возможен такой случай, что некая компания, имеющая материальные претензии в РФ, подаст в Великобритании иск против нашей страны и потребует гарантировать свои претензии, и тогда судья может разрешить арест картин, несмотря на письменные обещания правительства (прекрасная иллюстрация независимости судебной и исполнительной ветвей власти, не правда ли?).

На практике вариант с попыткой сделать произведения искусства заложниками хозяйственных споров маловероятна, это признает и сам Марсель Берлинс. Но полностью исключить такой сценарий невозможно. Тем не менее, за последние полтора года немало экспонатов из российских музеев побывали в Лондоне и благополучно вернулись домой, в том числе немалое количество предметов декоративно-прикладного искусства и картин из Государственного Эрмитажа. Насколько известно, на них никто не покушался.

До начала практической подготовки к лондонской выставке осталось немного времени, а "на испуг" уже взяли всех заинтересованных лиц. Получилась добротная ранняя информационная поддержка проекта, и без того обреченного стать "блокбастером". Сообщает lenta.ru

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru