Дмитрий Лион в музее ART4.RUВ Музее актуального искусства ART4.RU открылась выставка графики Дмитрия Лиона. Хозяин недавно появившегося в центре Москвы частного музея Игорь Маркин с гордостью представляет коллекцию работ этого художника, ценимого в профессиональной среде.Хотя в названии музея указывается на актуальное, то есть на самое современное искусство, здешняя коллекция включает в себя и работы, например, 1960-х годов. Причудливая конфигурация музейного собрания диктуется пристрастиями хозяина - это вполне обычное дело для частного музея. Понятно, что в коллекции ART4.RU есть авторы, представленные более основательно, чем остальные. И если за работами одного своего любимого автора, Владимира Вейсберга, Игорь Маркин продолжает охотиться на аукционах, то графики другого, Дмитрия Лиона, в музее скопилось уже вполне достаточно для хорошей выставки. Многие из демонстрируемых в настоящее время вещей экспонировались два года назад на выставке Дмитрия Лиона в Третьяковской галерее, но организаторы пообещали и «ранее нигде не представленные работы Дмитрия Лиона от середины 1950-х до второй половины 1990-х годов». Устроители утверждают, что у Игоря Маркина самая большая коллекция работ этого автора. Кроме того, музей ART4.RU старается привлечь зрителя и нестандартной подачей материала - подвесными витринами и прочими экспозиционными изысками. Дмитрий Лион (1925-1993) родился в Калуге. Воевал. Демобилизовавшись, поступил в Московский полиграфический институт - известный рассадник "формализма". Учителями его были Павел Захаров и Иван Чекмазов, но Лион в самостоятельной своей деятельности явно двигался собственным путем. В тонкой тушевой графике Лиона с ее переплетением линий и кажущимся хаосом можно усмотреть влияние Захарова, ученика и соратника Петра Митурича, однако конечный продукт, нагруженный библейскими ассоциациями, каллиграфией, знаками и смыслами, у Лиона выходил неповторимый. Судьба художника в советской системе книжной графики оказалась довольно сложной. «Художник не обязан идти за автором, он обязан не идти за автором», - утверждал Лион. Отказ от буквального иллюстрирования в пользу ассоциативного был слишком смелым для строгих правил советской полиграфии. Практически все замыслы по оформлению книг остались неосуществленными. Известны два издания, вышедшие с иллюстрациями Дмитрия Лиона: «Тайпи» Мелвилла (1967) и «Лирика» Гая Валерия Катулла (1989). Все остальные книги, кажется, были вплетены в графическую вязь лионовских рисунков-текстов. Эти рисунки производились им в огромных количествах, и разные серии переплетались, превращаясь в громадную графическую сюиту. Художник экспериментировал также в области настенной живописи, но и эта сторона его творчества была востребована не больше. Лион нашел выход - покрыл фресками стены своего жилища. Автор: gzt.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||