Выставка "Слово и изображение" в ГЦСИВыставка «Слово и изображение» в Государственном Центре современного искусства кажется мне очень своевременной и трогательной. Своевременной, поскольку, судя по последним столичным выставкам, у художников есть желание эпатировать, причем только визуально, не задумываясь об интеллектуальной начинке произведения. Трогательной, потому что тактично выбраны работы из различных коллекций (музей Art4.ru, галерея Риджина, коллекция ГЦСИ) с целью продемонстрировать в небольшой экспозиции ретроспективу соединения вербального и визуального аспекта в русской культуре начала 1970 до 2007 годы. Слово как таковое оказалось вовлеченным в плоть и кровь живописи в начале XX столетия, когда авангард начал использовать фундаментальные русские литературные традиции как самостоятельные художественные стратегии. Слово и образ стали прекрасно дополнять друг друга в общей канве истории развития русской живописи, принимая в этом развитии все более и более неожиданные формы. Визуально-вербальные альбомы рисунков Ильи Кабакова 1980-х годов, которые можно рассматривать и читать бесконечно, превратились в специфическое самостоятельное арт-пространство коммунального быта. Живопись Виктора Пивоварова, с поясняющими надписями прямо на полотне, оказывают большее влияние на зрителя, нежели «просто живопись». Вот идет старушка с авоськой по безлюдной улице с серыми домами, а вот и надпись справа «булочка к чаю». Сердце екает, все встает на свои места: одиночество, булочка, вечер, чай, старушка. Надпись, которая теоретически должна находиться под картиной, оказывается в ее центре. Смещение смыслов заставляет зрителя остановиться, задуматься, приглядеться. У Павла Пепперштейна в живописи 2006 года эта надпись уже приобретает свою самоценность, выступает на первый план композиции и становится главным сюжетом произведения. LOVE значит LOVE: крупными яркими буквами по всей плоскости холста. Укрупненность словно повышает значительность слова. Это новое арт-пространство требовало новых форм выражения, новой подпитки, новых способов изъяснения. Оно нашло свое выражение в объемных инсталляциях. Елена Елагина в объекте «Чистое» (1989) задействовала стекло, дерево, плитку, кафель, бутылки. Ростислав Лебедев сувенирному набору матрешек придал четкую национальную идентификацию красным словом «Мы». Леонид Тишков в конце 1990-ых годов создает авторскую книгу про устройство организма ангела, с зарисовками хрустального желудка и прочими подробностями. Юрий Авакумов делает фотоколлажи с применением слов внутри фотографии. И как апофеоз этого развития выглядит инсталляция Дмитрия Пригова, который угол экспозиционного пространства от потолка до пола заполнил газетами «Культура», а наверху можно увидеть большущий глаз, созерцающий этот творческий порыв. Я бы восприняла это как предостережение не стать «глотателем пустот» (с), ведь слово можно принимать только дозировано, ибо оно само по себе имеет огромную силу, а когда оно сливается с визуальными методами, то приобретает эффект новой художественной выразительности. Выставка открыта до 29 июля по адресу Ул. Зоологическая, 13/2
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||