Christie’s: подробнее об апрельских «русских торгах»На предстоящих в Нью-Йорке апрельских русских торгах аукционные дома Christie’s и Sotheby’s решили сделать упор на выдающиеся образцы русской живописи. Как мы уже писали, главным лотом аукциона Christie’s станет великолепное, имеющее несомненную историческую ценность полотно работы Василия Верещагина «Стена Соломона» (предварительная оценка: $3 000 000–5 000 000) из собрания музея Университета Беркли. Значение появления на аукционе этого произведения еще более возрастает, если принять во внимание, что большинство работ великого художника находится в собраниях российских музеев. До аукциона это полотно было с большим успехом выставлено в Государственной Третьяковской галерее, в зале работ Верещагина. «Стена Соломона» относится к «Палестинской серии», которая никогда не экспонировалась в России. Хотя в ГТГ хранится самая большая коллекция произведений Верещагина, работа из «Палестинской серии» здесь только одна. Это написанный маслом на дереве небольшой этюд «Два еврея» к картине «Стена Соломона». Заметными лотами торгов станут четыре полотна русских художников, которые были показаны на Всемирной ярмарке 1904 г. в Сент-Луисе (США). История этих полотен – захватывающий рассказ об интригах, деньгах и политике. В русской секции выставки в Сент-Луисе были представлены сотни произведений – это была самая большая коллекция произведений искусства, когда-либо вывезенная для показа за рубежом. Кроме шестисот картин русских художников были представлены скульптуры, печатные издания и рисунки. Поскольку все художественные произведения, ввозимые в США для продажи, облагались достаточно большим налогом, организатор русской выставки, представитель российского Министерства финансов E.М. Грунвальд заявил, что картины предназначаются для экспонирования, а не для продажи, но вскоре после выставки в Сент-Луисе начал продажу картин. Министерство финансов США остановило продажу, конфисковало оставшиеся картины и направило их на хранение на склад в Нью-Йорк. Затем картины некоторое время хранились в Канаде, но позже снова вернулись в США. В итоге в феврале 1912 г. картины были проданы американским правительством на публичном аукционе как «невостребованный товар». Таким образом, большая часть картин, некогда представленных на Всемирной выставке в Сент-Луисе, осела в музеях и частных коллекциях Калифорнии. Особенно много картин стали экспонатами Музея де Янг в Сан-Франциско и Музея Мишн Инн в Риверсайде. На большинстве русских картин есть подпись художника и ярлык на обратной стороне полотна, свидетельствующий об участии в выставке в Сент-Луисе. Все они внесены в каталог выставки. Эти произведения, изредка появляющиеся на художественном рынке сегодня, – свидетели истории. Они могут поведать много интересного об искусстве, интригах и политической ситуации накануне Первой мировой войны. Уникальным предложением апрельских торгов станет собрание русского графического дизайна XIX – начала XX вв. Коллекция состоит из 2350 предметов и будет выставлена на продажу в виде единого лота, состоящего из трех томов, предварительная оценка которого $100 000–150 000. Важнейшая часть коллекции – несколько десятков меню, среди которых коронационные меню, напечатанные для двух последних царей Российской Империи – Александра III (1883) и Николая II (1896). Коронационные меню выполнены в традиционном «русском» стиле с использованием государственной символики и фольклорных мотивов. Кроме меню, коллекция включает в себя сообщения об официальных государственных торжествах, программы коронационных празднеств, театральные и музыкальные программки и даже упаковку для сладостей. На аукционе будет представлен и широчайший спектр произведений русского декоративно-прикладного искусства. Это редкие и уникальные произведения Фаберже, фарфор Императорского фарфорового завода, изделия из бронзы и многое другое. Подготовлена к продаже большая коллекция российского фарфора XVIII–XIX вв., включающая предметы из сервизов, выпущенных Императорским фарфоровым заводом и фабрикой Гарднера. Выдающимся лотом является большое фарфоровое блюдо из «Яхтенного» сервиза периода Екатерины II (Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, эстимейт $25 000–35 000). На аукционе будет также представлено множество значимых изделий из бронзы, наиболее яркие из которых – работы Лансере и Грачева. В большой коллекции произведений фирмы Карла Фаберже среди изящных эмалей, изделий из камня, золота и серебра стоит особо выделить настольные часы Фаберже из бовенита (мастер М. Перхин, Санкт-Петербург, около 1900; эстимейт $150 000–250 000). Источник: news.antiq.info
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||