"Ценим бронZоо!" в киевском Музее Ханенко

"Ценим бронZоо!" в киевском Музее Ханенко

В Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко подготовили очередную выставку, представляющую современные частные коллекции украинцев. Большинству посетителей на открытии предстояло узнать сразу несколько новых имен - классиков интерьерной скульптуры ХIХ века и законопослушного собирателя Хареса Юссефа.

Украинец сирийского происхождения Харес Юссеф в своем пристрастии к мелким скульптурным формам не слишком оригинален - коллекционировать декоративную пластику в последнее время стало занятием модным и довольно выгодным. Во-первых, никаких проблем с хранением: даже в маленьком музейном зале удалось разместить больше полусотни статуэток, отобранных из коллекции господина Юссефа. Во-вторых, объем рынка все-таки довольно внушительный: у бронзовой скульптуры может быть не один, а несколько оригиналов, отследить подделки здесь гораздо труднее, а все вместе активно работает на общую мифологию собирательства. Наконец, самый главный аргумент: декоративной бронзы ХIХ века во всем мире осталось не так много - по подсчетам специалистов, после всех войн и революций от переплавки уцелело всего около трети фигурок, которые сто лет назад украшали будуары, гостиные и кабинеты.

Сам Харес Юссеф собирает не просто бронзовую пластику, а статуэтки с изображением животных, вошедшие в моду как раз в середине позапрошлого столетия. До этого животных рисовали или лепили обязательно с какой-нибудь дидактической целью - чтобы напомнить об уродстве греха (в средневековых бестиариях) или об отдельных человеческих слабостях (в иллюстрациях к просветительским басням). К 30-м годам ХIХ века обнаружилось, что изображениями животных можно просто любоваться и не искать в них никакой скрытой аллегории. Моду на коллекционирование таких фигурок ввели, конечно, французы - еще в 1831 году первооткрыватели жанра Антуан Луи Бари и Кристоф Фратен выставили в Салоне серию скульптурных портретов обитателей парижского зоопарка.

Европейцев хватило всего на несколько десятилетий - уже к концу века интерес к скульптурной анималистике окончательно выветрился, а состоятельные клиенты стали заказывать последователям Бари и Фратена бронзовые изображения своих домашних любимцев (знатоки частной жизни Наполеона III опознали его пса в одном из экспонатов киевской выставки). Расцвет жанра пришелся, естественно, на годы, когда просвещенная Европа зачитывалась трудами Чарльза Дарвина,- любой мопс оказывался теперь не просто забавой хозяев, а результатом сложной эволюции. Именно таким его и пытаются изобразить скульпторы: в 1850-70-е годы любой анималист обязан был проводить часы в зоопарке, в конюшне, на псарне, изучая строение мышц и повадки своей натуры. Кому на этой выставке интереснее - натуралисту или ценителю искусств - еще вопрос: восхищаться здесь нужно одновременно и пластическим мастерством скульпторов, и верностью зоологическому атласу. Во всяком случае, собрать Харесу Юссефу удалось действительно первоклассные работы: в его коллекции, помимо скульптур Бари, есть статуэтки еще одного французского классика Пьера Жюля Мена, венская бронза и фигурки экзотических птиц в стиле ар-деко, отлитые в австрийских мастерских. Хороший повод потренировать глаз на всевозможных нюансах стилей, а заодно порадоваться, что и украинским коллекционерам хочется иногда выйти из тени.

Истчоник: podrobnosti.ua

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru