Еще не дедЕго архитекторы, Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс, участвовали в конкурсе на лучший проект музея скорей шутки ради. Просто оказались в нужное время в нужном месте. Говорят, в день первой встречи с Жоржем Помпиду они первый раз в жизни надели галстуки. Молодежь! Французский президент попросил их создать здание на века, а они строили покосушки на шесть месяцев. И это притом что оба с трудом говорили по-французски. Впрочем, как выяснилось, чувство юмора у них работало отлично. По словам Роджерса, его до сих пор не покидает мысль, какие красивые будут руины. Одно из его любимых воспоминаний, как однажды в сильный дождь прекрасная незнакомка приютила его под зонтиком прямо рядом с Бобуром. Когда же он сказал, что это его творение, приятный разговор был закончен. Дама отхлестала его сложенным зонтиком прямо под дождем. Зато теперь он красуется на всех открытках – смешной сюрреалистический каркас современного искусства. Кризис среднего возраста
С одной стороны, пытается соблазнить молодежь – от надписей Wi-Fi пестрит в глазах. Только-только кончилась выставка, посвященная знаменитому карикатуристу Эрве, автору Тинтина. Открывает новые отделения – в Китае, например, то есть опять же заигрывает с будущим. С другой – то в результате несчастного случая пострадают две современные работы, приехавшие с выставкой из США, то, как это часто бывает во Франции, грянут забастовки и на шесть дней музей закроется. В год, когда Центр Помпиду открылся, он поглотил одну седьмую бюджета страны, выделяемого на культуру. Сейчас его доля составляет 3,3% – 100 млн евро в год, столько же, сколько Парижская опера. Учитывая стоимость билетов, сам музей зарабатывает на своих коллекциях еще 24 миллиона. К тому же директор с говорящей фамилией Расин вполне отдает себе отчет, что субсидии не вечны. Потому все больше выставок проводится при спонсорском участии самых различных организаций – от Moet Hennessy, Louis Vuitton до лондонской галереи Тейт. Однако политика не оставляет музей в покое. Учрежденный французским президентом, он остается зависим от внутренних колебаний страны. Ходят слухи, что если к власти в 2007-м придут социалисты, то нынешнему директору придется покинуть пост. Столица и провинции
Господствующей формой второй половины ХХ века можно считать инсталляцию. Знакомство с этим видом искусства можно начать с классики. Например, Вито Акконци, работа «The American Gift» (1976), представляющая собой черную кабинку, или он же уже 1990 года – «Convertible Clam Shelter»: две половинки расколотого яйца со встроенными прожекторами и возможностью в этих половинках полежать. Затем, скажем, Гийом Билль, «Mirror Stand» (1988) – целая комната, увешанная всевозможного вида зеркалами. Или Бит Стрели, запечатлевший образ США 95 года: меняющиеся слайды на трех экранах. Или, скажем, работа Даниэля Бюрена «Jamais deux fois la meme» (1967–2003) – небольшой яркий рисунок, для входа в комнату с которым надо пройти через арку сплошных белых и синих полос. Фантазия автора после просмотра может спокойно подавать в отставку. В принципе остается загадкой работа отечественных арт-деятелей: как им удается с таким колоссальным трудом продвигать в качестве «нового и актуального» то, что в Европе уже давно успело стать классикой и даже ретро? Попутно выясняя, что публика и к этому не готова. Вспоминается анекдот про русского и американского евреев: «А мы сейчас черную икру едим!» – «Боже, как вы от нас отстали – мы это ели сто лет назад!» Притяжение Парижа состоит не в том, что, будучи раза в три меньше Москвы, он кажется ровно в те же три раза «столичнее», интеллектуальнее и привлекательнее. Проблема не в том, что мечта получить грант под современное искусство обретает в пределах Елисейских Полей и бульвара Распай изящную плоть и легкую кровь. Проблема не в том, что одна из самых крупных в Москве галерей современного искусства – Stella art gallery, – где открывались выставки Уорхола и Джаспера Джонса, по размерам оказалась чуть меньше маленькой частной галерейки на задворках Парижа. И возможно, даже не в том факте, что содержимое двух других известных московских арт-площадок – «Крокен галереи» и галереи Марата Гельмана – словно составлено из вполне репрезентативных образчиков европейских арт-деятелей, только 60–80-х годов. Нет, по-настоящему притяжение Парижа понимается, только когда ты уже возвращаешься, покупаешь обратный билет, садишься на поезд или самолет и внезапно понимаешь, что, куда бы ты ни направлялся, ты едешь в провинцию. Источник: vz.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||