Мир аукционов в 2006 году: книга рекордовПрошедший год в жизни аукционных домов, безусловно, был годом рекордных продаж и годом расширения перспективных направлений деятельности. В числе последних – охват потенциальной клиентуры на Дальнем Востоке (в частности, в Китае) и России. Такая политика принесла свои плоды: не секрет, что на ноябрьской «Русской неделе» в Лондоне присутствовало до 40% русских покупателей от общего числа аукционеров. Еще одна тенденция ушедшего года – постоянное соперничество, больше похожее на тесное сотрудничество, крупнейших мировых аукционных домов Christie’s и Sotheby’s. Финансовый результат ушедшего года для Christie’s и Sotheby’s в округленных цифрах составил $4 670 000 000 и $3 662 000 000 соответственно. Таким образом, для дома Christie’s год стал самым прибыльным в истории арт-рынка в целом. Аукционный дом Sotheby’s, заработав на миллиард меньше, также показал отличные финансовые результаты.Послевоенное искусство: миллиардеры подали пример
Две следующие рекордные сделки состоялись в ноябре, к ним аукционные дома привлекать не стали. Магнат Дэвид Геффен продал картины Д. Поллока, В. де Кунига и Д. Джонса по рекордным ценам: $140 000 000, $137 500 000 и $80 000 000 соответственно. После этого на ноябрьских торгах Christie's и Sotheby’s рекордных для себя цен достигли работы Энди Уорхола, Фрэнсиса Бэкона, Клиффорда Стилла, Герхарда Рихтера. Импрессионисты и модерн: Климт с учеником, Маар с кошкой, Мунк сам по себе
Модный сейчас модерн стабильно дорожает по обеим сторонам Атлантики с начала года. «Первой ласточкой» в этом отношении стали полотна Э. Мунка. В феврале его картина «Летний день» была продана на Sotheby’s за ₤6 168 000. А в конце года дом Bloоmqvist в Осло продал гравюру Мунка с картины «Два человека. Одиночество» по рекордной цене в 8 200 000 норвежских крон (около $1 200 000). Грандиозным событием весны стало приобретение анонимным русским аукционером картины П. Пикассо «Портрет Доры Маар с кошкой». Полотно было продано домом Sotheby's 3 мая в Нью-Йорке за $95 216 000. Тем самым русский аноним обеспечил данной работе место в десятке самых дорогих картин мира. Особая популярность художественного модерна началась с уже упомянутой июньской покупки Рональдом Лаудером «Портрета Адель Блох-Бауэр» за $135 000 000. Работы Густава Климта и его ученика Эгона Шиле, хотя и не достигли ценового уровня «Портрета Доры Маар», но на ноябрьских торгах Christie’s и Sotheby’s «Impressionist and Modern» показали довольно высокую итоговую цену, ненамного, однако, превысившую их эстимейты. Так, самый высокий уровень итоговой цены продемонстрировали торги за полотно Г. Климта «Портрет Адель Блох-Бауэр II» ($87 936 000, Christie's, 8 ноября). Четыре работы Эгона Шиле обошлись новому владельцу (Рональду Лаудеру, кстати) в $39 248 000. Напомним, что столь высоко оцененные картины не так давно были возвращены (по реституционным искам) потомкам довоенных владельцев работ. Естественно, на этом фоне скульптура Огюста Родена «Андромеда», четырехкратно превысившая эстимейт и достигшая уровня продажной цены в $3 040 000, или «Человек с топором» Гогена (итоговая цена $40 336 000) на том же ноябрьском аукционе Christie's не произвели особого фурора. Cловом, пока искусство модерна находит спрос в Европе и Америке – его будут продавать, и цены будут расти. Здесь главное – не ошибиться в выборе адресной группы потенциальных покупателей, как это случилось с аукционом декоративных предметов в стиле модерн, коллекцию которых привезли на торги из Швейцарии в Японию. Данная акция, по сути своей выглядит так, как если бы в Россию на продажу привезли балалайки из Англии. Интересно, но не более того. Как мы уже отмечали, особого энтузиазма у японских коллекционеров собрание европейского модерна не вызвало. Да и как европейский модерн, сформировавшийся (в частности) под влиянием традиционного восточного прикладного искусства, мог вызвать ажиотаж в стране, где собственное декоративное искусство имеет многовековую традицию? Китай: декоративное искусство по-прежнему в цене
На апрельских торгах Sotheby’s в Гонконге сабля с нефритовой рукояткой эпохи Цяньлун (XVIII, династия Цин) была продана за $5 935 476, почти в 4 раза превысив оценочную вилку эстимейта. Некоторое время спустя в Пекине на торгах китайского аукциона Red Sun International была продана ваза династии Сун (X–XIII) за $20 000 000. В дальнейшем эту сумму не превзошли ни на одних торгах. Ближе всех к ней «подобрался» Christie's, продав на декабрьском аукционе сосуд (пиалу) XVIII в. за $19 400 000. Антиквариат из России: пришли русские, и тут такое началось…
Самой удачной из известных продаж русских мастеров стала продажа полотна Хаима Сутина «Говяжья туша» в феврале 2006. За эту картину лондонское отделение Christie's выручило ₤7 848 000 – это абсолютный рекорд цен для работы русского художника. Второе место в «русском хит-параде» смело можно отдать камерной работе Константина Сомова «Русская пастораль», произведшая фурор на торгах Christie's в период осенней «Русской неделе» в Лондоне. Это полотно обрело нового хозяина за £2 696 000. Самая высокая в этом году цена за работу Ивана Айвазовского («Варяги на Днепре») была дана на торгах весенней «русской недели» у Christie's. «Речной» сюжет мариниста Айвазовского продан за £1 744 000. Отметим, что полотно было реализовано в пределах данного ему эстимейта. Заметной стала продажа на осенней «русской неделе» домом Sotheby's полотна А. Яковлева «Три женщины в театральной ложе», за которое было отдано £1 016 000. Чуть большую цену ($2 200 000) заплатил новый владелец за работу Н. Рериха «Лао Цзы» на весенних русских торгах Sotheby's. Рекордная сумма была отдана за эскиз головы раба к картине «Явление Христа народу» А. Иванова (€1 420 000) на аукционе Uppsala в Стокгольме. На германских торгах весьма интересными были торги за картину В. Бехтерева «Куртизанка». Аукционный дом Ketterer Kunst на декабрьских торгах в Мюнхене выручил за эту картину €475 000, что явилось самой высокой из известных цен на русское искусство на аукционах Германии. Самыми дорогими предметами русского прикладного искусства, проданными в 2006 году, являются парные вазы Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода. На весенних русских торгах Sotheby's новый владелец заплатил за них сумму в £2 808 000. Зафиксируем результат: более высокой цены за предмет русского декоративного искусства в минувшем году заплачено не было. На £640 000 меньше выручил за парные вазы того же производства дом Christie's на осенней «русской неделе». Вплотную к этой ценовой планке приблизились на торгах шведского аукционного дома Bukowski’s, который 1 июня выручил сумму около $2 600 000 (SEK 19 100 000) за монументальные часы фирмы Фаберже. Стоит ли повторяться, и сообщать о том, что у большинства упомянутых предметов новые владельцы – русские? Другие громкие продажи прошлого года
Полтина. Мастер Якоб Рейхель. 1845. Серебро, 10,31 г. Отчеканена в его мастерской на монетном прессе «Дроза». Эстимейт $300 000–400 000. Лот продан за $350 000. Юбилейный аукцион фирмы «Монеты и медали». Москва, 15 апреля 2006 Школьная тетрадь Джона Леннона. Эстимейт ₤100 000–150 000. Лот продан за ₤126 000. Cooper Owen. Эгхэм, 19 апреля 2006 Д. Тернер. Вид на Джудекку и церковь Мадонны дела Салюты и Сан-Джорджио. 1841. Холст, масло. 61,0 х 91,5. Лот продан за $35 856 000. Important Old Master Paintings. Christie's. Нью-Йорк, апрель 2006 А.Эггер-Линц. Пляска смерти в девятый год. 1921. Масло, дерево. 129,5 х 151. Эстимейт €600 000–800 000. Лот продан за €912 000. Dorotheum. Вена, 30 мая 2006 Котелок и трость Чарли Чаплина. Лот продан за $140 000. Rock n' Roll and Film Memorabilia including Animation Art. Bonhams Butterfields. Лос-Анджелес, 25 июня 2006 Браслет. Cartier. Около 1925. Платина, бриллианты, сапфир. Длина 17,5. Эстимейт $40 000–60 000. Лот продан за $102 000. Important Estate Jewelry. Doyle. Нью-Йорк, 10 октября 2006 Юбер Живанши. Платье для Одри Хепберн, кинофильм «Завтрак у Тиффани». Атлас. Эстимейт £50 000–70 000. Лот продан за £410 000. Christie's. Лондон, 5 декабря 2006 Источник: news.antiq.info
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||