Картье и короли

Картье и короли

В 1911 году, по случаю восшествия на престол Георга V, Луи Картье изготовил 19 диадем для английского двора. Исполнение королевского заказа явилось блистательным послесловием к открытию отделения Cartier в Лондоне в 1902 году.

Теперь коронованным клиентам не нужно было утруждать себя поездками в Париж, на рю де ла Пэ, 13, где располагается с 1899 года легендарный бутик всемирно знаменитого Дома Cartier. Сент-Джеймсский двор явился для Луи Картье тем же, чем двор Санкт-Петербургский двадцатью пятью годами ранее для Карла Фаберже, которого, к слову сказать, в туманном Альбионе уважали. С этого момента между французским Картье и русским Фаберже начинается борьба за венценосных клиентов, в том числе и на российской территории. Это получило отражение в названии выставки «Фаберже и Картье: соперники на царском дворе» («FabergО und Cartier: Rivalen am Zarenhof»), проходившей в Мюнхене с 28 ноября 2003 по 12 апреля 2004 года. Несмотря на активное сопротивление петербургских ювелиров, Картье, пользовавшийся поддержкой влиятельных членов императорской семьи, в частности Великой княжны Марии Павловны, в 1908 году основал свой фирменный магазин в столице Российской империи. Его двери были открыты только два раза в году: на Пасху и Рождество. Неизвестно, как бы закончилось соперничество Картье и Фаберже, если бы не начало войны в 1914 году и не последовавшая за этим революция. Производство Фаберже национализировали, а сам Карл вынужден был покинуть Россию. Умер он в Швейцарии в 1920 году. Эра великого Фаберже закончилась. Эра Дома Cartier, для которого Россия была лишь одной из ступенек к мировому признанию, продолжается до сих пор.

В отличие от Фаберже Картье начинает разрабатывать собственное часовое производство — в 1906 году им были сделаны первые наручные мужские часы, серийное производство которых началось с 1911 года. Модель Santos Dumont, названная по имени друга Л. Картье, бразильского аристократа и летчика, являются классикой мирового часового производства. Эта модель, в современном исполнении, производится до сих пор. Так же, как и созданная в 1918 году модель Tank, являющаяся «символом часового производства Cartier».

Настольные часы-загадка Mystery Clock, или, как еще их называют, «see through clock», стали для Картье тем же, чем для Фаберже пасхальные яйца. Однако в отличие от пасхальных яиц, изготовляемых исключительно для императорской семьи, часы мог купить любой богатый, точнее, очень богатый человек. Как правило, это были короли американского бизнеса или многочисленные правители Индостана — махараджи. Всего Mystery Clock было сделано, начиная с 1913 года, около ста. Не успев выйти из мастерских, эти часы становились предметом коллекционирования. Впрочем, то же самое можно сказать о ювелирных украшениях, в которых блистал и продолжает блистать мировой высший свет. И в случае, если владельцы по тем или иным причинам расставались со своими часами, то они выкупались Домом Cartier, который в 1970-е годы начал создавать собственный музей, а с 80-х годов — формировать собственную коллекцию Cartier Tradition (предметы из нее Cartier продает теперь наравне с современными изделиями).

На прошедшей в сентябре 2004 года Парижской бьеннале несколько витрин на стенде Cartier были посвящены так называемым историческим ювелирным украшениям (1900-1960). Среди них были изделия и «королевских кровей», например принадлежавшие Мари Бонапарт бриллиантовые в платине подвески в форме еловых шишек (1913) — образец «первого» собственного стиля, выведшего Картье на «королевскую» орбиту в начале ХХ века, а в начале 1980-х годов получившего название стиля «гирлянда» («guirlande»). На Парижской бьеннале был впервые выставлен на публичное обозрение знаменитый, недавно приобретенный бриллиант «Звезда Юга» (The Star of the South). Алмаз весом в 261,24 карата, найденный в Бразилии в 1853 году, был превращен амстердамскими гранильщиками в бриллиант antique cushion в 128,48 карата (1 карат равен 0,2 грамма). Если цена бриллиантовых подвесок Мари Бонапарт была около 500 000 евро, то «Звезда Юга» могла бы служить, наверное, эквивалентом стоимости всех остальных экспонатов бьеннале вместе взятых.

На стенде были и шедевры от Cartier — как правило, изящные аксессуары и ювелирные украшения стиля Art deco. Этот термин утвердился после проведения в 1925 году в Париже Всемирной выставки декоративно-прикладного и промышленного искусства (LExposition Internationalle des Arts DОcoratifs et Industriels Modernes). В начале ХХ века предтечей этого стиля в ювелирном искусстве стал Картье, авангардистский дизайн изделий которого был навеян произведениями Пикассо и: «Русскими сезонами» Дягилева. «Настоящий» Cartier начался с Луи Картье (1875-1942) — самого талантливого из представителей четырех поколений знаменитой династии. Ибо Cartier, как в прошлом, так и в настоящем, никогда не шел за модой, а сам делал ее. Это проявилось и при создании коллекции Cartier Tradition.

После продажи семейного бизнеса в 1972 году Дом Cartier принадлежал разным владельцам, в настоящее время он входит в группу Richemont. С середины 70-х годов началось приобретение Домом старых изделий с целью собирания музейной коллекции, получившей в 1983 году название Collection Art de Cartier, когда директором и хранителем был назначен Эрик Нюссбаум. На протяжении последующих 20 лет он по всему миру неутомимо разыскивал и приобретал для коллекции Cartier все наиболее ценное с исторической точки зрения, включая архивы. Так по крупицам восстанавливалась история Дома Cartier. К моменту безвременной кончины хранителя в феврале 2003 года Collection Art de Cartier насчитывала 1225 предметов. Именно из последней статьи Нюссбаума я узнал о том, что где-то в России должен находиться один из шедевров часового производства Cartier — La pendulette misterieuse, модель А (первая, произведенная в 1912 году). В конце войны генерал Де Голль, с которым был близок Жак Картье, являвшийся главой лондонского отделения Дома с момента его основания, преподнес эти часы Сталину. Первые 200 предметов из Collection Art de Cartier были показаны Нюссбаумом на вилле Грисбах в Берлине в 1987 году. С этой выставки началось триумфальное шествие коллекции Cartier по всему миру: Париж (1989), Санкт-Петербург (1992), Токио (1995), Нью-Йорк (1997), Лондон (1997-1998). В 1996 году коллекция, хранящаяся в Женеве, впервые была показана в Швейцарии, в Лозанне. В настоящее время шедевры «передвижной» (ибо она не имеет своих стен) коллекции демонстрируются в Музее изящных искусств в Хьюстоне, США. Коллекция Cartier, как сообщила автору ее хранительница Паскаль Мильо, насчитывает сейчас 1260 предметов.

Cartier продается по всему миру — в 800 бутиках, в том числе и в московских (в Столешниковом переулке и на Кузнецком Мосту). В то время как бутики рассчитаны на местного покупателя, аукционы крупнейших мировых домов предназначены для международного клиента. Когда такие аукционы посвящаются исключительно искусству Cartier, они становятся заметным событием на мировом художественном рынке. Как это было, например, в 1996 году в Женеве, где совместными усилиями двух аукционных домов (парижского Tajan и женевского Antiquorum) был проведен грандиознейший аукцион. Тогда на торги была выставлена коллекция, насчитывающая 624 лота, из которых 9 являлись Mystery Clock. Часы Le Temple Chinois du Dragon (оценка 650 000-750 000 дол.; на их создание ушло 6000 часов рабочего времени (!) уже появлялись ранее на аукционе Antiquorum.

На аукционе Sothebys (Женева, ноябрь 2004 года) продавалось 12 ювелирных украшений Cartier по ценам от 5 000-7 000 франков до 320 000-380 000 франков (так оценили кольцо с бриллиантом в 18,09 карата, а продано оно было за 685 600 франков, то есть в два с лишним раза дороже). Там же в 100 000-150 000 франков были оценены бриллиантово-рубиновые клипсы 1965 года из бывшей коллекции герцогини Виндзорской. Большая поклонница «магического искусства» Cartier, она могла бы стать королевой благодаря мужу, если бы тот не отказался в 1936 году от трона Британской империи ради нее — любимой женщины. Видимо, у лиц королевской крови это «в крови» — любовь к Cartier.

Источник: rusiskusstvo.ru

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru