Украине угрожает фантастический реализмВсемирно известный художник Эрнст Фукс посетил Национальный художественный музей Украины, в котором планирует устроить персональную выставку. Он осмотрел его постоянную экспозицию и здание. По словам директора музея Анатолия Мельника, выставка Эрнста Фукса намечена на октябрь-ноябрь следующего года. Австрийский художник Эрнст Фукс известен в основном как основатель венской школы фантастического реализма - течения, возникшего на стыке готики, символизма, экспрессионизма и сюрреализма. Его представители оперируют в своем творчестве религиозными и мифическими мотивами, а также образами подсознания. В итоге получаются яркие китчевые полотна, на которых в изобилии представлена обнаженная натура, сцены из Библии, оккультные и языческие символы. Из-за калейдоскопичности и многослойности их проще всего было бы без объяснений отнести к постмодернизму. Кроме того, господин Фукс успел сделать весомый вклад в развитие "визионерской архитектуры" - архитектурного направления, отрицающего технологичность и функциональность здания, где все проекты существуют только на бумаге или в виде макетов. Впрочем, живописью и архитектурой круг интересов Эрнста Фукса не ограничивается: будучи сторонником ренессансной трактовки словосочетания "человек искусства", он пишет стихи, прозу и музыку, оформляет оперные, балетные и театральные постановки, работает как скульптор, декоратор, а также как художник-постановщик в кино. Во время экскурсии по музею господин Фукс обратил особое внимание на собрание икон, отметив самобытность украинской иконописной школы, и портрет митрополита Дмитрия Ростовского (Туптала) кисти монаха Киево-Печерской лавры Алимпия Галика, на котором богослов изображен в полном облачении. "Очень много золота",- прокомментировал увиденное художник. Позже Эрнст Фукс высказал пожелание увидеть фрески одного из ярчайших мастеров русского символизма Михаила Врубеля в Кирилловской церкви и его же работы из коллекции Киевского государственного музея русского искусства. Запланированная на следующий год выставка впервые представит работы Эрнста Фукса в Украине. До этого на постсоветском пространстве его произведения демонстрировались трижды - в Третьяковской галерее и Музее современного искусства в Москве, а также Русском музее Санкт-Петербурга. Инициатором приезда Эрнста Фукса в Киев стал голландский коллекционер Рарди Ван Соест, который довольно часто бывает в Украине, а последние несколько лет помогает Нацмузею вести переговоры с ЮНЕСКО по поводу предоставления гранта на реставрацию здания и расширение выставочных площадей. Эрнст Фукс родился в Вене в 1930 году в семье ортодоксального еврея и христианки. Семья будущего художника распалась после оккупации Австрии в 1938 году - отец был вынужден эмигрировать в Шанхай. Согласно новым порядкам, его мать лишают родительских прав, а самого Эрнста направляют в лагерь для полуевреев. Формальный развод Леопольдины Фукс позволил спасти маленького Эрнста от лагеря смерти. В 12 лет Эрнст принимает крещение и берет первые уроки рисунка. Именно к этому периоду относится представленный на выставке портрет матери, а также работы на христианские темы. В 1945 году семья Эрнста переезжает в Вену, где он поступает в Академию изобразительных искусств. В это время появляются его экспрессионистские циклы "Катаклизмы", "Город" и "Атолл Бикини". Уже в 18 лет художник принимает участие в создании "Венской школы фантастического реализма" вместе с Ариком Брауэром, Вольфгангом Хуттером, Рудольфом Хаузнером и Антоном Лемденом. Однако новое движение не было понято в Австрии ("За исключением Альберта Париса Гютерсло, который безоговорочно одобрял нашу ориентацию на искусство старых мастеров, нас окружали лишь насмешки и непонимание", - вспоминает он), и художник на 12 лет уезжает в Париж. Здесь он знакомится с Андре Бретоном, Жаном Кокто, кругом Жана-Поля Сартра и Сальвадором Дали, с которым его будут связывать дружеские узы. В 1957 году, после странствий по Англии, Испании, Италии и США, Эрнст Фукс отправляется в Израиль, где живет в бенедиктинском монастыре на горе Сион и пишет иконы. Его цель - способствовать иудейско-христианскому взаимопониманию. В его позднем творчестве органично сочетаются различные религии. Например, в картине "Мария с младенцем Иисусом" отчетливо прослеживаются мотивы древнерусской иконы и индуизма. Известность на родине художник получает в 1962 году, когда открывает собственную художественную галерею, ставшую местом встреч приверженцев фантастического реализма. Постепенно он начинает реализовывать свои архитектурные замыслы. "В первом своем цикле карандашных рисунков "Город" (1946) я разрабатывал разные архитектурные формы. С тех пор архитектура стала основной мыслью, подспудно сопровождавшей меня во всем моем творчестве", - вспоминает художник. В то же время у него долгое время идеи так и оставались на бумаге. Первый свой архитектурный опыт Э. Фукс приобрел, работая над театральными декорациями для опер Вагнера и Моцарта. Свои архитектурные мечтания Э. Фукс начал реализовывать после покупки виллы, построенной знаменитым венским архитектором Отто Вагнером в конце XIX века. Максимально используя "эстетику пропорций", заложенную О. Вагнером в проект виллы, художник восстановил полуразрушенное здание, оставив на нем неизгладимый отпечаток собственного творчества, сочетающего в себе византийские элементы, восточный эллинизм, а также идеи модернистов - Антонио Гауди и Рудольфа Штайнера. Сейчас в "Вилле Вагнер" действует частный музей Эрнста Фукса. Вообще Эрнст Фукс - личность крайне многосторонняя, а его творчество не укладывается в рамки известных школ. Его кисти принадлежит роспись венской церкви Розенкранца, по его проекту в Вене построен отель "Зодиак". В 80-х годах вышло несколько дисков с песнями Э. Фукса. Он автор многочисленных эссе и философских сочинений. Истчоник: podrobnosti.ua, delrus.cec.ua.int
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||