Андрей Ланской (1902 – 1976)25 октября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка «Андрей Ланской (1902-1976). К 30-летию со дня смерти». На экспозиции представлено около 70 произведений живописи и графики, отражающих все основные периоды творчества одного их крупнейших мастеров русской и европейской живописи ХХ века, из российских и зарубежных музейных и частных собраний. Андрей Михайлович Ланской родился в Москве 31 марта (13 апреля) 1902 года в аристократической семье, сыгравшей немалую роль в истории России. В 1908 году семья переезжает в Санкт-Петербург, где Ланской поступает в Пажеский корпус, в котором учится только год, а затем покидает это заведение по собственному желанию и с согласия родителей. С ранних лет Ланской проявлял интерес к цвету, увлекался русским фольклором, ярмарочными представлениями, приобщался к артистической среде города. Интерьеры петербургских кабаре, в частности, росписи известного художника и декоратора Сергея Судейкина, оказали огромное влияние на его творчество. После революции 1917 года Андрей Ланской переезжает в Киев, где в мастерской Александры Экстер создает свои первые акварели и гуаши, которые, увы, не сохранились. Затем он вступает добровольцем в Белую армию и в 1920 году вместе с ней навсегда покидает Россию. С приездом в Париж в 1921 году начинается карьера Ланского-художника. Поселившись в одном из очагов русской эмиграции - квартале Монпарнас, он поступает в Академию Гранд Шомьер, одновременно посещает мастерскую кумира своей юности –Сергея Судейкина. Именно поэтому первая выставка Ланского совместно с группой русских художников «Удар» (Соня Делоне, Хаим Сутин, Осип Цадкин и др.) в парижской галерее «Ликорн» проходит под знаком художественных устремлений Судейкина. Этот период в творчестве молодого художника отмечен примитивистской трактовкой сюжетов в сочетании с яркостью красок, значительностью и плотностью фактуры. Он пишет, в основном, натюрморты, пейзажи, семейные портреты и сцены в интерьере («Городской пейзаж» (1923), «Банкет» (около 1925), «Комедианты» (1925). Палитра Ланского выделяется своей уникальной цветовой гаммой не только среди его русских современников, но также и всего фигуративного искусства 1920-х годов. Эта гамма - несомненное отражение русского восприятия мира, который характерен для живописи Андрея Ланского, тот неповторимый «славянский элемент», отличающий его от других художников Парижской школы. Картины Ланского привлекают внимание критиков и коллекционеров, появляются на крупных выставках (Осенний Салон (1924), экспозиция в галерее Бинг (1925). В конце 1920-х годов цветовая гамма его произведений становится более светлой, фактура - более легкой. Мир довоенных картин художника - мир умиротворенный, даже идиллический. Особенно ярко это проявляется в портретах и групповых сценах («Кафе» (около 1927-1928), «Композиция» (около 1928), «Портрет графини Ланской» (около 1930). Его не интересует та или иная социальная или даже психологическая характеристика. Взгляды персонажей не задерживаются на реальности, пронзают ее, в них отражается сущее по ту сторону видимого мира. Таким образом, Ланской создает атмосферу сакральности в банальнейших сюжетах из повседневной жизни. В конце 1930-х - начале 1940-х годов в его творчестве происходит переход от примитивистского фовизма к новой форме искусства, полуфигуративности на грани абстракции. Ланской пытается освободиться от объекта, следуя по стопам Кандинского и Пауля Клее. Фигуративные элементы постепенно разлагаются на геометрические формы, появляются абстрактные элементы, обозначенные цветовыми пятнами. Приступая к абстракции, мастер выбирает гуашь, более гибкую и непосредственную технику, чем масло. Цвет становится единственным объектом и сюжетом картин художника, причем в его гуашах начинают преобладать холодные цвета. Геометрические фигуры занимают место фигур одушевленных, но, как отмечал критик Жан Гренье, «эти фигуры не имеют ничего общего с созданиями кубистов: они состоят из впадин и наростов, наслаиваются и перемешиваются». Заметными произведениями этого периода являются «Мужской портрет» (1938-40), «Мыслитель» (1940), «Пейзаж с велосипедистом» (1941). До 1946-47 годов Андрей Ланской не исключает полностью ни сюжет, ни предмет. Чрезвычайно показательна для этой стадии творчества художника, когда еще не было достигнуто полного отсутствия читаемых связей с миром существ и предметов, гуашь «Композиция» (1946) с ее таинственным, необычным сюжетом. В дальнейшем в его творчестве все чаще встречаются взрывы цвета, брызги, вихри. Но даже в этой вселенной, существующей в мириадах многоцветных граней, даже в произведениях безусловно абстрактных, можно различить элементы фигуративности («Вечерняя ярмарка» (1956), «Венгерский праздник» (1956), «Жестокость красного» (1959). Ланской - один из основателей возникшего около 1945 года направления, которое критики называли «лирической абстракцией», «абстрактным экспрессионизмом» или «action painting». Целью этого направления был разрыв с геометризацией европейского конструктивизма, господствовавшего в абстракционизме 1920-30-х, и поиск непосредственного выражения во внутреннем «Я» художника. Он - творец цвето-света. Свет является первым, органическим элементом, вокруг которого организуется все: рисунок, композиция, ритм. Это свет мистический, свет, освещающий витражи соборов христианской Европы. Андрей Ланской был глубоко верующим человеком, что оказывало огромное влияние на его творчество (серия гуашей для Книги Бытия (начало 1960-х), «Теология и урбанизм» (1964). Художник постоянно расширял поле своей творческой деятельности. Он создал целый ряд разноцветных ковров (в частности, ковер для теплохода «Франция» (1958), иллюстрировал книги («Кортеж» Пьера Лекюира (1959), совершенствовал технику коллажа, работал над мозаиками (Факультет Наук в Рене (1974). В конце 1960-х Ланской приступил к реализации своего давнего замысла - созданию иллюстраций к гоголевским «Запискам сумасшедшего», однако смерть помешала ему закончить эту работу. Изучение творчества и жизни Андрея Ланского только начинается. Он не оставил после себя семьи, которая заботилась бы о его художественном наследии. Но его работы сохранились, и нынешняя выставка поможет знакомству с художником, чей славянский гений стоит особняком в ансамбле французского и всего европейского искусства. Источник: Пресс-служба ГРМ
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||