Азбука арт-рынкаА Антиквар - собиратель и продавец антикварных предметов (лат. antiquarius — знаток древностей). Продает старое искусство — живопись, скульптуру, мебель, бронзу. Во многих странах должен иметь лицензию, поскольку торговля антиквариатом чаще всего происходит без посредников, и лицензирование дает покупателю хоть какие-то гарантии подлинности. Если антиквар продает фальшак, то наш Минкульт, например, может приостановить лицензию. Так нечасто, но бывало. Рынок антиквариата определяется только одним фактором — финансовым состоянием его обеспеченных покупателей. Аукционный дом - большая часть арт-бизнеса скрыта от публики, поэтому прозрачность и публичность продаж на аукционах служат ценовым ориентиром для самого закрытого из существующих на сегодняшний день рынков. В мире около 30 признанных и постоянно функционирующих аукционных домов. Но лидерами (с большим отрывом) остаются Sotheby’s и Christie’s, которые контролируют не менее 70% мирового арт-рынка. Атрибуция. От латинского attributio — приписывание. Ни одно произведение, предназначенное на продажу, не попадает на аукционные торги и престижную ярмарку, если оно не атрибутировано, то есть не установлено его авторство или же время и место его создания. Вплоть до начала XX века атрибутировали работу по стилю, технике его исполнения, опираясь на историко-культурные факты, подтверждающие его подлинность, архивы и литературные источники. Занимались этим, как правило, музейщики. В XX веке на помощь искусствоведческой атрибуции пришли еще макро- и микрофотосъемка, рентгенография, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Б Бейкер, Сэмюэль – основатель Sotheby’s, провел первый аукцион 11 марта 1744 года, выставив на торги «несколько сотен редких и ценных» книг, проданных всего за несколько сот фунтов. В 1983 году на торгах Sotheby’s была продана одна-единственная книга — «Евангелие Генриха Льва» — ушло за 8 млн фунтов. Свое название аукцион получил по имени племянника основателя компании — Джона Сотби, наследовавшего дом после смерти дяди в 1778 году. Семья Сотби управляла аукционом еще 80 лет после смерти Бейкера. А на торги выставлялись гравюры, медали и монеты. Живопись и скульптура стали преобладать в общем аукционном объеме торгов только в начале XX века. В Выставка, предаукционная. За несколько дней до торгов аукционный дом устраивает выставку лотов. Можно все посмотреть вблизи, присмотреть понравившуюся вещь, потрогать. Если возникнут вопросы, сотрудник дома тут же ответит на них. Выставка закрывается за день до начала торгов. Воллар, Амбруаз (1868-1939). Этому маршану французское искусство первой половины XX века обязано многим. В 1892 году у другого легендарного маршана, папаши Танги, он увидел картину Сезанна и навсегда влюбился в него — всю жизнь он собирал и продавал его вещи. Его дом на улице Лафитт в Париже был и магазином, и хранилищем картин, и местом, где собирались впоследствии знаменитые художники и литераторы. В чем Воллара только не упрекали, даже в отсутствии вкуса и чутья. Но художники, которых он открыл и курировал, свидетельствуют о противоположном. Он распознал талант Пикассо и устроил его первую выставку, был одним из первых галерис-тов, кто стал заключать эксклюзивные контракты с такими художниками, как Матисс, Брак и Дерен. Г Галерист. Фигура галериста как еще одного участника рынка появилась в начале XX века. Он, как правило, ставит на каких-то живущих, но пока мало известных художников и занимается их раскруткой через выставки, публикации. Во все это он вкладывает свои личные средства. Хотя на Западе частая практика, когда галерею держат два партнера: один вкладывает средства, другой занимается собственно искусством и работает с клиентурой. Зарабатывает галерист на разнице от продажи «своих» художников. Галерист на сегодняшний день — самая уязвимая фигура на арт-рынке. В периоды спада спроса на искусство он часто вынужден сворачивать свой бизнес. Так было, например, в 1990 году, когда рухнули цены и в одном только Нью-Йорке закрылось 500 галерей. Гуггенхайм. Не все знают, что ядро знаменитого нью-йоркского музея современного искусства составляет коллекция крупного предпринимателя Соломона Гуггенхайма. В 1937 году он учредил фонд под своим именем, а в 1939-м началось строительство здания музея Фрэнком Ллойдом Райтом под коллекцию. Младший брат Соломона, Бен, стал одной из жертв утонувшего «Титаника». Его дочь Пэгги (1898-1979) тоже собрала внушительную коллекцию современного искусства, которую перевезла в 1946 году на свою виллу в Венецию. По ее завещанию вилла с коллекцией тоже перешла Фонду Соломона Гуггенхайма. Д Дилер покупает и продает произведения искусства без посредников. Большинство дилеров имеют узкую специализацию: занимаются конкретным периодом, стилем, жанром и видом искусства. В отличие от галериста с его выставками и другими формами промоушена «своих» художников дилер предпочитает работать с клиентом без публики. При том, что хороший дилер, помимо вкуса и знания своего предмета, имеет еще и широкие связи с клиентами, художниками, критиками, музейщиками, чтобы отслеживать произведения, которые его интересуют, и конъюнктуру рынка. Он получает свои проценты, доставая что-то по просьбе своего клиента, приобретает что-то впрок, делая ставку на выигрыш в разнице в цене при последующей перепродаже. Последнее время стали появляться крупные дилерские сообщества — некий гибрид инвестиционного банка и продюсерской компании. Со временем, возможно, такие дилерские структуры даже составят конкуренцию по объему продаж аукционным домам. Е Екатерина II. Первый русский коллекционер — ее собрание вызывало зависть у всех европейских царствующих особ. Именно ей мы обязаны Эрмитажем, в основу которого легли ее баснословные по вложениям и потрясающие по качеству покупки. Помогал в приобретении картин монархине, помимо ее подданных, и Дени Дидро — один из лучших для своего времени знатоков искусства. Именно при его содействии к Екатерине попала знаменитая коллекция Кроза (1772) с такими шедеврами, как «Вакх» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта. Екатерина приобрела еще несколько значительных коллекций — Брюля (1769) из 600 картин великих европейских мастеров и лорда Уолпола (1778-1779) из 204 полотен. В общей сложности к концу жизни Екатерина обладала четырьмя тысячами первоклассных произведений, многие из которых составляют сегодня гордость Эрмитажа. Ж Живопись - глав ный и традиционно наиболее престижный товар на аукционном рынке. Ее продажи, как правило, делятся на торгах на следующие категории: старые мастера, XIX век, довоенное искусство XX века и современное искусство. З Залог. С покупателя на аукционных торгах берут залог где-то в размере 30%. Остальную сумму он должен внести в течение нескольких дней, количество которых оговорено в условиях аукционного дома. В противном случае залог не возвращается, а незадачливый покупатель попадает в «черный список». Знаток. Фигура знатока появилась в искусстве в конце XIX века. Это специалист по конкретному периоду или художнику, мнению которого в атрибуции и определении ценности конкретного произведения искусства безоговорочно доверяют. Для своей высокой репутации знаток должен обладать как обширными знаниями в области истории искусства того периода, которым он занимается, так и фактическим материалом. От природы у него должны быть острый глаз и интуиция. Из-за довольно редко встречающегося сочетания требуемых от него способностей и знаний высококлассных знатоков в истории искусства можно перечесть по пальцам. Самые знаменитые в прошлом — немцы Вильгельм Боде и Макс Фридлендер, американец Бернард Берн-сон, итальянцы Джованни Морелли, Роберто Лонги и голландец Корнелис Хофстеде де Грот. С появлением арт-рынка фигуру знатока заменил эксперт. И Инвестиционные фонды. Инвестиции в искусство — одно из самых доходных вложений капитала, приносящее в среднем от 5 до 15% годовых. Компания, фонд, банк покупают не самое дорогое, но перспективное искусство с расчетом, что через 3-10 лет, проведя некоторые с ним манипуляции, можно будет дорого его продать. Перед этим фонд максимально раскручивает свою коллекцию — через выставки, публикации. Если это современное искусство, то для раскрутки привлекаются известные арт-критики и кураторы, создающие привлекательную легенду для этих вещей и популяризируя ее. В России крупные инвестиционные фонды и банки пока не готовы заниматься искусством. Все еще помнят печальную историю с коллекцией Инкомбанка, который после банкротства вынужден был по бросовым ценам расстаться с ней. К Каталог, аукционный. Перед торгами аукционный дом выпускает каталог вещей с указанием лотов, подробным описанием размеров, техники, провенансом, списком участия в выставках, упоминаниями в литературе и эстимейтом. В каталоге также указываются контактные телефоны и адреса, куда можно обратиться за консультацией по поводу торгов и конкретного лота, который заинтересовал покупателя, даты и времени торгов. Коллекционер. Фигура коллекционера появилась задолго до арт-рынка. Уже в Древнем Риме собирали произведения греческих мастеров. В Средние века собирателями были монастыри, начиная с эпохи Возрождения — папы, герцоги и царственные особы. Частные коллекции стали открываться для публики с XVIII века. Коллекционер — самый некоммерческий фигурант арт-рынка. Именно он в отличие, например, от инвестора, приобретает вещи по наитию, часто из азарта, ставя самые высокие рекорды цен на рынке. Комиссия - главный двигатель арт-рынка и основной источник дохода любого аукционного дома, получаемый от продаж. Для Sotheby’s и Christie’s комиссионные обеспе-чивают подавляющий (до 80%) объем выручки. Остальные доходы приходятся на хранение,страхование и транспортировку. Корпоративная коллекция - это обычно собрание современного искусства, которое приобретается банком, каким-нибудь фондом или другой крупной структурой главным образом для престижа. Самая известная в мире корпоративная коллекция принадлежит Дойче банку. В России бум корпоративных коллекций пришелся на 1990-е годы (Инкомбанк, Ринако, банк «Столичный»). После кризиса 1998 года российские банковские коллекции прекратили свое существование. Кристи, Джеймс - основатель одного из двух главных аукционных домов мира — Christie’s. Открыл свои двери перед покупателями через 22 года после первого аукциона Sotheby’s — 5 декабря 1766 года. Если Sotheby’s торговал в начале старинными книгами, то Christie’s продавал утюги и постельное белье. Л Лот - порядковый номер предмета или группы предметов, выставленных на торги. М Морозовы, Михаил и Иван, - русские предприниматели и коллекционеры. Старший, Михаил (1870-1903), собирал главным образом современных русских живописцев — Левитана, Коровина, Головина, Борисова-Мусатова, Александра Бенуа. Прожил всего 33 года. Его коллекция включала около ста произведений русских и французских художников и более шестидесяти икон. Младший, Иван Абрамович (1871-1921), покупал произведения новейшей французской живописи. С 1906 года он ездит за картинами в Париж, привозя их не менее 30 в год (за 10 лет ему удалось купить 256 работ Сезанна, Ренуара, Ван Гога, Пикассо, Гогена, Боннара). Человек расчетливый, он тем не менее тратил на картины невероятные суммы — около 200-300 тысяч французских франков ежегодно. В Париже его называли «русским, который не торгуется». Общая сумма покупок, сделанных Морозовым в Париже только у одного Дюран-Рюэля, составляла четверть миллиона франков! В 1918 году собрание Морозова национализировали. Сам Иван Абрамович эмигрировал в Швейцарию, где и умер через два года. Молоток - живой символ аукциона, с него начинается и заканчивается торг. На самом деле на крупных аукционах сегодня он меньше всего напоминает молоток. Н Новые технологии. Арт-бизнес — самый консервативный из всех существующих. В большинстве своем здесь предпочитают торговать по старинке. Правда, за последние десять лет почти все уважающие себя аукционные дома и галереи обзавелись сайтами в интернете, где помимо информации о предстоящих «живых» торгах проводятся и онлайновые торги. Хотя, шедевров там нет. Как правило, это недорогие вещи для «среднего класса» или совсем бросовые — для массового потребителя. П Проверанс - культурно-исторический background произведения, выставленного на продажу, с историей его создания, информацией о бывших и настоящих владельцах, перечислением выставок, в которых оно участвовало, и упоминаниями в литературе. Чем полнее и надежнее эти сведения, тем дороже вещь. Пикассо, Пабло. В силу так до конца и не понятных причин этот художник с большим отрывом держит первенство на всех аукционах как лидер продаж, возглавляя с «Мальчиком с трубкой» за $104,2 млн список самых дорогих продаж на рынке. Паунд. Русские аукционы проводятся в Лондоне. Поэтому для нас главная арт-валюта — фунт стерлингов. Правда, наши арт-дилеры вместо правильного «фунт стерлингов» предпочитают сленговое слово «паунд». Р Реставрация. Произведение, выставленное на продажу, должно быть в отличном состоянии. Так что о реставрации продавцу надо позаботиться заранее. С Страховка - один из источников дохода аукционного бизнеса на рынке услуг (транспортировка, хранение и т. д.). Т Торги. Вход на торги свободный. Большинство из них происходит утром и вечером. Время их проведения можно узнать в каталоге и на сайте аукционного дома. Покупку можно сделать как непосредственно на торгах, так и по телефону. Таможня. С 2004 года в России принят новый Таможенный кодекс, освобождающий от налогов и таможенных платежей на ввоз культурных ценностей при условии их специальной регистрации и при подтверждении Минкульта, что предмет действительно является произведением искусства. Раньше такое было невозможно из-за высокого НДС. При ввозе произведения искусства надо было заплатить 30% его стоимости. Коллекционеров, естественно, эти «драконовские» законы не устраивали, из-за чего они свои покупки часто оставляли на Западе. Третьяковы, Сергей и Павел. Московские купцы Третьяковы — самые знаменитые после Екатерины II русские коллекционеры. Старший, Павел Третьяков (1832-1898) покупал русскую реалистическую живопись — Перова, Крамского, Репина, Сурикова. Собрав к 1892 году солидную коллекцию — 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур, открыл общедоступную галерею. 15 августа 1893 года — дата рождения Третьяковской галереи. Младший Третьяков, Сергей Михайлович (1834-1892), собирал западноевропейскую живопись XIX века. После его смерти 84 картины из его собрания были выставлены в Третьяковке, а затем переданы в ГМИИ им. А. С. Пушкина. У Уитни, Джон - бывший посол США в Великобритании и крупный бизнесмен. Джон Уитни (1904-1982) владел первоклассным собранием Сезанна, Пикассо, Ренуара, Сера, Тулуз-Лотрека, Дега, Моне и других художников. Его консультантами при покупках произведений были Джон Ревалд (крупнейший специалист по импрессионизму) и Джон Ричардсон (знаменитый биограф Пикассо). Перед тем как что-то выбросить на рынок, как это было в 2004 году, фонд Уитни проводит помимо интенсивного маркетинга очень профессиональные долгосрочные компании «продюсирования» своих шедевров. К примеру «Ирисы» Ван Гога, ставшие одним из главных хитов продаж за всю историю арт-рынка, до продажи выставлялись в музеях США и Японии и публиковались в серьезных искусствоведческих изданиях. Ф Фаберже. Пасхальные яйца знаменитой петербургской династии ювелиров Фаберже — самый ходовой русский товар на мировом арт-рынке. В 2004 году русский бизнесмен Виктор Вексельберг на русских торгах Sotheby’s в Нью-Йорке приобрел более чем за $100 млн девять пасхальных яиц Фаберже, принадлежавших до этого семье Форбс. До него их оптом никто не покупал. Фальшак - главный бич арт-рынка. «Контрафактное» искусство ведет свою историю из глубины веков. Уже в Древнем Риме, когда пошла повальная мода на греческое искусство, кроме честных копий стали появляться и фальшаки. Современные фальшаки, естественно, изощреннее, чем в прошлом, и порой даже новейшие технологии в исследовании подозрительного произведения не могут дать стопроцентную гарантию, что вещь подлинная. Х Художник. Так получилось, что он — не главное действующее лицо на арт-рынке. В советские времена официальные художники получали официальные заказы, продавали свои вещи музеям, Союзу художников, а неофициальные — иностранцам. Сегодня у нас начала действовать та же практика, что существует во всем цивилизованном мире. Приличному художнику не пристало самому что-то предлагать клиенту — для этого есть галерист. Выгоднее заключить контракт со своим галеристом и работать в тандеме. Ц Цена. Цена произведения искусства на рынке диктуется исключительно его конъюнктурой и складывается из многих факторов. В основе объективной цены — мнение эксперта, который устанавливает диапазон стоимости работы (эстимейт), исходя из ряда параметров — имя автора, как много его работ этого периода появляется на рынке, происхождение (провенанс), размер, сюжет. У галериста же цена зависит от степени «раскрученности» имени художника. Ч Черный рынок существовал всегда и на Западе, и у нас — как способ ухода от налогов. В нашей стране расцвел пышным цветом в советское время — как надежный источник валюты. Вещи главным образом продавали иностранцам, поскольку серьезных коллекционеров, готовых вкладывать большие деньги в искусство, в СССР были единицы. Сейчас, когда на крупных западных аукционах основным покупателем русских вещей стали наши сограждане, черный рынок перестал быть единственной формой купли-продажи произведений искусства. Ш Шедевры. За ними гонятся самые состоятельные покупатели. Их все меньше и меньше на рынке как западного, так и русского искусства. Они, как правило, давно осели в музеях или крупных частных коллекциях. Появление на торгах таких первоклассных произведений, как «Избиение младенцев» Рубенса, «Молодая женщина за клавесином» Вермера или «Подсолнухи» Ван Гога, тут же становится сенсацией, попадая в первые строчки мировых новостей. Шаляпин, Федор. Знаменитый русский бас был не чужд искусству: сам рисовал и собирал работы русских художников, со многими из которых был дружен. Шаляпинская коллекция перешла по наследству его старшей дочери от второго брака Марфе Хадсон Дэвис. В 2003 году часть была выставлена на торги Sotheby’s, в том числе такие произведения, как «Красавица» Кустодиева, картины Михаила Нестерова, «Русская красавица за вышиванием» Абрама Архипова, работы Айвазовского, эскизы костюмов к опере «Князь Игорь» Коровина. Щ Щукин, Сергей Иванович (1854-1936) Благодаря ему у нас одно из самых полных музейных собраний импрессионистов и постимпрессионистов. За короткое время он приобрел Гогена, Моне, Сезанна, Дега, Ван Гога, Дерена, Марке, Руссо, Ренуара, Ван Донгена, Вламинка и Уистлера, Пюви де Шаванна, Писсаро и Синьяка, Тулуз-Лотрека, Родена и Сислея. Всего — 256 произведений. Особенно он любил Матисса. В его особняке в Большом Знаменском переулке этому художнику был отведен целый зал. В 1910 году коллекция открылась для публичного посещения, вход был бесплатный. В 1918 году собрание было национализировано и превращено в Музей новой западной живописи. Щукина оставили хранителем и экскурсоводом. Вскоре он эмигрировал. Музей новой западной живописи в 1948 году расформировали. Э Экспертиза включает атрибуцию, технологический анализ и рыночную оценку. Ее проводят признанные в художественном мире авторитеты-искусствоведы. Ю Юань. Похоже, китайская денежная единица скоро будет конкурировать с долларом и английским фунтом. Китайский арт-рынок активизировался последнее время. Да и современные художники Поднебесной на аукционах и в галереях последние два года хорошо продаются. Я Ярмарки - сравнительно молодая форма торговли. В отличие от аукционов, где собираются дилеры, антиквары и коллекционеры с единственной целью продать или купить, ярмарка — это в большей степени «тусовка» галеристов и потенциальных покупателей. Там не столько продают, сколько налаживают контакты. В мире проводится множество ярмарок. Но и здесь, как и на аукционах, есть своя элита. В торговле старым искусством лидируют Маастрихтская ярмарка (TEFAF) и парижская Биеннале антикваров. Самые престижные ярмарки современного искусства — Art Basel и FIAC, Frieze и ARCO. Источник: "Артхроника" №5-6/2006
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||