Азбука арт-рынка

Азбука арт-рынка

А

Антиквар - собиратель и продавец антикварных предметов (лат. antiquarius — знаток древностей). Продает старое искусство — живопись, скульптуру, мебель, бронзу. Во многих странах должен иметь лицензию, поскольку торговля ан­тиквариатом чаще всего происходит без посредников, и лицензирование дает покупа­телю хоть какие-то гарантии подлинности. Если антиквар продает фальшак, то наш Минкульт, например, может приостановить лицензию. Так нечасто, но бывало. Рынок антиквариата определяется только одним фактором — финансовым состоянием его обеспеченных покупателей.

Аукционный дом - большая часть арт-бизнеса скрыта от публики, поэтому прозрачность и публичность продаж на аукционах служат ценовым ориентиром для самого закрытого из существующих на сегодняшний день рынков. В мире око­ло 30 признанных и постоянно функциони­рующих аукционных домов. Но лидерами (с большим отрывом) остаются Sotheby’s и Christie’s, которые контролируют не ме­нее 70% мирового арт-рынка.

Атрибуция. От латинского attributio — приписывание. Ни одно произведение, предназначенное на продажу, не попадает на аукционные торги и престижную ярмар­ку, если оно не атрибутировано, то есть не установлено его авторство или же время и место его создания. Вплоть до начала XX века атрибутировали работу по стилю, технике его исполнения, опираясь на исто­рико-культурные факты, подтверждающие его подлинность, архивы и литературные источники. Занимались этим, как правило, музейщики. В XX веке на помощь искус­ствоведческой атрибуции пришли еще мак­ро- и микрофотосъемка, рентгенография, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи.

Б

Бейкер, Сэмюэль – основатель Sotheby’s, провел первый аукцион 11 марта 1744 года, выставив на торги «несколько сотен редких и ценных» книг, проданных всего за несколько сот фунтов. В 1983 году на торгах Sotheby’s была прода­на одна-единственная книга — «Евангелие Генриха Льва» — ушло за 8 млн фунтов. Свое название аукцион получил по имени племянника основателя компании — Джона Сотби, наследовавшего дом после смерти дяди в 1778 году. Семья Сотби управляла аукционом еще 80 лет после смерти Бейкера. А на торги выставлялись гравюры, меда­ли и монеты. Живопись и скульптура стали преобладать в общем аукционном объеме торгов только в начале XX века.

В

Выставка, предаукционная. За несколько дней до торгов аукционный дом устраивает выставку ло­тов. Можно все посмотреть вблизи, прис­мотреть понравившуюся вещь, потрогать. Если возникнут вопросы, сотрудник дома тут же ответит на них. Выставка закрыва­ется за день до начала торгов.

Воллар, Амбруаз (1868-1939). Этому маршану французское искусство первой половины XX века обязано многим. В 1892 году у другого легендарного маршана, папаши Танги, он увидел кар­тину Сезанна и навсегда влюбился в него — всю жизнь он собирал и прода­вал его вещи. Его дом на улице Лафитт в Париже был и магазином, и хранили­щем картин, и местом, где собирались впоследствии знаменитые художники и литераторы. В чем Воллара только не упрекали, даже в отсутствии вкуса и чутья. Но художники, которых он открыл и курировал, свидетельствуют о противоположном. Он распознал талант Пикассо и устроил его первую выставку, был одним из первых галерис-тов, кто стал заключать эксклюзивные контракты с такими художниками, как Матисс, Брак и Дерен.

Г

Галерист. Фигура галериста как еще одного участника рынка появилась в начале XX века. Он, как правило, ста­вит на каких-то живущих, но пока мало из­вестных художников и занимается их раск­руткой через выставки, публикации. Во все это он вкладывает свои личные средства. Хотя на Западе частая практика, когда галерею держат два партнера: один вкла­дывает средства, другой занимается собственно искусством и работает с клиен­турой. Зарабатывает галерист на разнице от продажи «своих» художников. Галерист на сегодняшний день — самая уязвимая фи­гура на арт-рынке. В периоды спада спроса на искусство он часто вынужден сворачи­вать свой бизнес. Так было, например, в 1990 году, когда рухнули цены и в одном только Нью-Йорке закрылось 500 галерей.

Гуггенхайм. Не все знают, что ядро зна­менитого нью-йоркского музея современного искусства составляет коллекция крупного предпринимателя Соломона Гуггенхайма. В 1937 году он учредил фонд под своим име­нем, а в 1939-м началось строительство зда­ния музея Фрэнком Ллойдом Райтом под коллекцию. Младший брат Соломона, Бен, стал одной из жертв утонувшего «Титаника». Его дочь Пэгги (1898-1979) тоже собрала внушительную коллекцию современного ис­кусства, которую перевезла в 1946 году на свою виллу в Венецию. По ее завещанию вилла с коллекцией тоже перешла Фонду Соломона Гуггенхайма.

Д

Дилер покупает и продает произведения искусства без посредников. Большинство ди­леров имеют узкую специали­зацию: занимаются конкретным периодом, стилем, жанром и видом искусства. В от­личие от галериста с его выставками и другими формами промоушена «своих» художников дилер предпочитает работать с клиентом без публики. При том, что хо­роший дилер, помимо вкуса и знания сво­его предмета, имеет еще и широкие связи с клиентами, художниками, критиками, музейщиками, чтобы отслеживать произве­дения, которые его интересуют, и конъю­нктуру рынка. Он получает свои проценты, доставая что-то по просьбе своего клиен­та, приобретает что-то впрок, делая ставку на выигрыш в разнице в цене при после­дующей перепродаже. Последнее время стали появляться крупные дилерские со­общества — некий гибрид инвестиционно­го банка и продюсерской компании. Со временем, возможно, такие дилерские структуры даже составят конкуренцию по объему продаж аукционным домам.

Е

Екатерина II. Первый рус­ский коллекционер — ее соб­рание вызывало зависть у всех европейских царствую­щих особ. Именно ей мы обязаны Эрми­тажем, в основу которого легли ее бас­нословные по вложениям и потрясающие по качеству покупки. Помогал в приобре­тении картин монархине, помимо ее под­данных, и Дени Дидро — один из лучших для своего времени знатоков искусства. Именно при его содействии к Екатерине попала знаменитая коллекция Кроза (1772) с такими шедеврами, как «Вакх» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта. Екатери­на приобрела еще несколько значительных коллекций — Брюля (1769) из 600 картин великих европейских мастеров и лорда Уолпола (1778-1779) из 204 полотен. В общей сложности к концу жизни Екатери­на обладала четырьмя тысячами перво­классных произведений, многие из которых составляют сегодня гордость Эрмитажа.

Ж

Живопись - глав ный и традиционно на­иболее престижный товар на аукционном рынке. Ее продажи, как правило, делятся на торгах на следующие категории: старые мастера, XIX век, довоенное искусство XX века и современное искусство.

З

Залог. С покупателя на аукционных торгах берут залог где-то в размере 30%. Остальную сумму он должен внести в течение нескольких дней, количество которых ого­ворено в условиях аукционного дома. В противном случае залог не возвращает­ся, а незадачливый покупатель попадает в «черный список».

Знаток. Фигура знатока появилась в искусстве в конце XIX века. Это специа­лист по конкретному периоду или худож­нику, мнению которого в атрибуции и определении ценности конкретного про­изведения искусства безоговорочно дове­ряют. Для своей высокой репутации зна­ток должен обладать как обширными зна­ниями в области истории искусства того периода, которым он занимается, так и фактическим материалом. От природы у него должны быть острый глаз и интуи­ция. Из-за довольно редко встречающего­ся сочетания требуемых от него способ­ностей и знаний высококлассных знатоков в истории искусства можно перечесть по пальцам. Самые знаменитые в прош­лом — немцы Вильгельм Боде и Макс Фридлендер, американец Бернард Берн-сон, итальянцы Джованни Морелли, Роберто Лонги и голландец Корнелис Хофстеде де Грот. С появлением арт-рынка фигуру знатока заменил эксперт.

И

Инвестиционные фонды. Инвестиции в ис­кусство — одно из самых до­ходных вложений капитала, приносящее в среднем от 5 до 15% годо­вых. Компания, фонд, банк покупают не са­мое дорогое, но перспективное искусство с расчетом, что через 3-10 лет, проведя неко­торые с ним манипуляции, можно будет до­рого его продать. Перед этим фонд макси­мально раскручивает свою коллекцию — через выставки, публикации. Если это со­временное искусство, то для раскрутки привлекаются известные арт-критики и ку­раторы, создающие привлекательную ле­генду для этих вещей и популяризируя ее. В России крупные инвестиционные фонды и банки пока не готовы заниматься искус­ством. Все еще помнят печальную историю с коллекцией Инкомбанка, который после банкротства вынужден был по бросовым ценам расстаться с ней.

К

Каталог, аукционный. Перед торгами аукционный дом выпуска­ет каталог вещей с указа­нием лотов, подробным описанием раз­меров, техники, провенансом, списком участия в выставках, упоминаниями в литературе и эстимейтом. В каталоге также указываются контактные телефо­ны и адреса, куда можно обратиться за консультацией по поводу торгов и конк­ретного лота, который заинтересовал по­купателя, даты и времени торгов.

Коллекционер. Фигура коллекцио­нера появилась задолго до арт-рынка. Уже в Древнем Риме собирали произведе­ния греческих мастеров. В Средние века собирателями были монастыри, начиная с эпохи Возрождения — папы, герцоги и царственные особы. Частные коллекции стали открываться для публики с XVIII ве­ка. Коллекционер — самый некоммерче­ский фигурант арт-рынка. Именно он в от­личие, например, от инвестора, приобрета­ет вещи по наитию, часто из азарта, ставя самые высокие рекорды цен на рынке.

Комиссия - главный двигатель арт-рын­ка и основной источник дохода любого аук­ционного дома, получаемый от продаж. Для Sotheby’s и Christie’s комиссионные обеспе-чивают подавляющий (до 80%) объем вы­ручки. Остальные доходы приходятся на хранение,страхование и транспортировку.

Корпоративная коллекция - это обычно собрание современного ис­кусства, которое приобретается банком, каким-нибудь фондом или другой круп­ной структурой главным образом для престижа. Самая известная в мире кор­поративная коллекция принадлежит Дойче банку. В России бум корпоратив­ных коллекций пришелся на 1990-е годы (Инкомбанк, Ринако, банк «Сто­личный»). После кризиса 1998 года рос­сийские банковские коллекции прекра­тили свое существование.

Кристи, Джеймс - основатель одно­го из двух главных аукционных домов ми­ра — Christie’s. Открыл свои двери перед покупателями через 22 года после первого аукциона Sotheby’s — 5 декабря 1766 года. Если Sotheby’s торговал в начале старин­ными книгами, то Christie’s продавал утю­ги и постельное белье.

Л

Лот - порядковый номер предмета или группы предметов, выставленных на торги.

М

Морозовы, Михаил и Иван, - русские предприниматели и коллекционеры. Старший, Михаил (1870-1903), собирал главным образом современных русских живопис­цев — Левитана, Коровина, Головина, Борисова-Мусатова, Александра Бенуа. Прожил всего 33 года. Его коллекция включала около ста произведений рус­ских и французских художников и более шестидесяти икон. Младший, Иван Абра­мович (1871-1921), покупал произведе­ния новейшей французской живописи. С 1906 года он ездит за картинами в Париж, привозя их не менее 30 в год (за 10 лет ему удалось купить 256 работ Сезанна, Ренуара, Ван Гога, Пикассо, Гогена, Боннара). Человек расчетливый, он тем не менее тратил на картины неве­роятные суммы — около 200-300 тысяч французских франков ежегодно. В Пари­же его называли «русским, который не торгуется». Общая сумма покупок, сделан­ных Морозовым в Париже только у одного Дюран-Рюэля, составляла четверть миллиона франков! В 1918 году собрание Морозова национализировали. Сам Иван Абрамович эмигрировал в Швейцарию, где и умер через два года.

Молоток - живой символ аукциона, с него начинается и заканчивается торг. На самом деле на крупных аукционах сегод­ня он меньше всего напоминает молоток.

Н

Новые технологии. Арт-бизнес — самый консер­вативный из всех существую­щих. В большинстве своем здесь предпочитают торговать по старинке. Правда, за последние десять лет почти все уважающие себя аукционные дома и галереи обзавелись сайтами в интернете, где поми­мо информации о предстоящих «живых» тор­гах проводятся и онлайновые торги. Хотя, шедевров там нет. Как правило, это недоро­гие вещи для «среднего класса» или совсем бросовые — для массового потребителя.

П

Проверанс - культурно-исторический background произведения, выставленно­го на продажу, с историей его создания, информацией о бывших и настоящих владельцах, перечислением выставок, в которых оно участвовало, и упоминаниями в литературе. Чем полнее и надежнее эти сведения, тем дороже вещь.

Пикассо, Пабло. В силу так до конца и не понятных причин этот художник с большим отрывом держит первенство на всех аукционах как лидер продаж, возглав­ляя с «Мальчиком с трубкой» за $104,2 млн список самых дорогих продаж на рынке.

Паунд. Русские аукционы проводятся в Лондоне. Поэтому для нас главная арт-валюта — фунт стерлингов. Правда, наши арт-дилеры вместо правильного «фунт стерлин­гов» предпочитают сленговое слово «паунд».

Р

Реставрация. Произве­дение, выставленное на про­дажу, должно быть в отличном состоянии. Так что о реставра­ции продавцу надо позаботиться заранее.

С

Страховка - один из источ­ников дохода аукционного биз­неса на рынке услуг (транспор­тировка, хранение и т. д.).

Т

Торги. Вход на торги свобод­ный. Большинство из них про­исходит утром и вечером. Вре­мя их проведения можно уз­нать в каталоге и на сайте аукционного дома. Покупку можно сделать как непо­средственно на торгах, так и по телефону.

Таможня. С 2004 года в России принят новый Таможенный кодекс, освобождающий от налогов и таможенных платежей на ввоз культурных ценностей при условии их специ­альной регистрации и при подтверждении Минкульта, что предмет действительно явля­ется произведением искусства. Раньше та­кое было невозможно из-за высокого НДС. При ввозе произведения искусства надо бы­ло заплатить 30% его стоимости. Коллекцио­неров, естественно, эти «драконовские» за­коны не устраивали, из-за чего они свои по­купки часто оставляли на Западе.

Третьяковы, Сергей и Павел. Московские купцы Третьяковы — самые знаменитые после Екатерины II русские коллекционеры. Старший, Павел Третьяков (1832-1898) покупал русскую реалистиче­скую живопись — Перова, Крамского, Ре­пина, Сурикова. Собрав к 1892 году солид­ную коллекцию — 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур, открыл общедоступную гале­рею. 15 августа 1893 года — дата рождения Третьяковской галереи. Младший Третья­ков, Сергей Михайлович (1834-1892), соби­рал западноевропейскую живопись XIX века. После его смерти 84 картины из его собра­ния были выставлены в Третьяковке, а за­тем переданы в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

У

Уитни, Джон - бывший посол США в Великобритании и крупный бизнесмен. Джон Уитни (1904-1982) владел пер­воклассным собранием Сезанна, Пикассо, Ренуара, Сера, Тулуз-Лотрека, Дега, Моне и других художников. Его консультантами при покупках произведений были Джон Ревалд (крупнейший специалист по импресси­онизму) и Джон Ричардсон (знаменитый би­ограф Пикассо). Перед тем как что-то выбросить на рынок, как это было в 2004 году, фонд Уитни проводит помимо интенсивного маркетинга очень профессиональные дол­госрочные компании «продюсирования» своих шедевров. К примеру «Ирисы» Ван Гога, ставшие одним из главных хитов про­даж за всю историю арт-рынка, до продажи выставлялись в музеях США и Японии и публиковались в серьезных искусствовед­ческих изданиях.

Ф

Фаберже. Пасхаль­ные яйца знаменитой петербургской династии ювелиров Фаберже — самый ходовой русский товар на мировом арт-рынке. В 2004 году русский бизнесмен Виктор Вексельберг на русских торгах Sotheby’s в Нью-Йорке приобрел более чем за $100 млн девять пасхальных яиц Фабер­же, принадлежавших до этого семье Форбс. До него их оптом никто не покупал.

Фальшак - главный бич арт-рынка. «Контрафактное» искусство ведет свою историю из глубины веков. Уже в Древнем Риме, когда пошла повальная мода на гре­ческое искусство, кроме честных копий стали появляться и фальшаки. Современ­ные фальшаки, естественно, изощреннее, чем в прошлом, и порой даже новейшие технологии в исследовании подозритель­ного произведения не могут дать стопро­центную гарантию, что вещь подлинная.

Х

Художник. Так получи­лось, что он — не главное действующее лицо на арт-рынке. В советские времена официальные художники получали офици­альные заказы, продавали свои вещи музе­ям, Союзу художников, а неофициальные — иностранцам. Сегодня у нас начала действовать та же практика, что существует во всем цивилизованном мире. Приличному художнику не пристало самому что-то пред­лагать клиенту — для этого есть галерист. Выгоднее заключить контракт со своим галеристом и работать в тандеме.

Ц

Цена. Цена произведения искусства на рынке диктует­ся исключительно его конъюнктурой и складывает­ся из многих факторов. В основе объективной цены — мнение эксперта, который устанавливает диапазон стои­мости работы (эстимейт), исходя из ряда параметров — имя автора, как много его работ этого периода появляется на рынке, происхождение (провенанс), размер, сюжет. У галериста же цена зависит от степени «раскрученности» имени художника.

Ч

Черный рынок суще­ствовал всегда и на Западе, и у нас — как способ ухода от налогов. В нашей стране расцвел пышным цветом в советское время — как надежный источник валюты. Вещи главным образом продавали иностранцам, поскольку серьезных кол­лекционеров, готовых вкладывать боль­шие деньги в искусство, в СССР были единицы. Сейчас, когда на крупных западных аукционах основным покупате­лем русских вещей стали наши сограждане, черный рынок перестал быть единственной формой купли-прода­жи произведений искусства.

Ш

Шедевры. За ними гонятся самые состоятельные покупатели. Их все меньше и меньше на рынке как западного, так и рус­ского искусства. Они, как правило, давно осели в музеях или крупных частных коллек­циях. Появление на торгах таких первоклас­сных произведений, как «Избиение младен­цев» Рубенса, «Молодая женщина за клаве­сином» Вермера или «Подсолнухи» Ван Гога, тут же становится сенсацией, попадая в пер­вые строчки мировых новостей.

Шаляпин, Федор. Знаменитый рус­ский бас был не чужд искусству: сам рисо­вал и собирал работы русских художни­ков, со многими из которых был дружен. Шаляпинская коллекция перешла по нас­ледству его старшей дочери от второго брака Марфе Хадсон Дэвис. В 2003 году часть была выставлена на торги Sotheby’s, в том числе такие произведения, как «Красавица» Кустодиева, картины Михаи­ла Нестерова, «Русская красавица за вы­шиванием» Абрама Архипова, работы Айвазовского, эскизы костюмов к опере «Князь Игорь» Коровина.

Щ

Щукин, Сергей Иванович (1854-1936) Благодаря ему у нас одно из самых полных музейных собраний импрессионистов и постимпрессионистов. За короткое время он приобрел Гогена, Моне, Сезанна, Дега, Ван Гога, Дерена, Марке, Руссо, Ренуара, Ван Донгена, Вламинка и Уистлера, Пюви де Шаванна, Писсаро и Синьяка, Тулуз-Лотрека, Родена и Сислея. Всего — 256 произведений. Особенно он любил Матисса. В его особняке в Большом Знаменском переулке этому художнику был отведен целый зал. В 1910 году коллекция открылась для публичного посещения, вход был бесплатный. В 1918 году собрание бы­ло национализировано и превращено в Му­зей новой западной живописи. Щукина оставили хранителем и экскурсоводом. Вскоре он эмигрировал. Музей новой запад­ной живописи в 1948 году расформировали.

Э

Экспертиза включает ат­рибуцию, технологический ана­лиз и рыночную оценку. Ее проводят признанные в художе­ственном мире авторитеты-искусствоведы.

Ю

Юань. Похоже, ки­тайская денежная еди­ница скоро будет конку­рировать с долларом и английским фунтом. Китайский арт-рынок активизировался последнее время. Да и современные художники Поднебесной на аукционах и в галереях последние два года хорошо продаются.

Я

Ярмарки - сравнительно молодая форма торговли. В отличие от аукционов, где собираются дилеры, антик­вары и коллекционеры с единственной целью продать или купить, ярмарка — это в большей степени «тусовка» галеристов и потенциальных покупателей. Там не столько продают, сколько налаживают кон­такты. В мире проводится множество ярма­рок. Но и здесь, как и на аукционах, есть своя элита. В торговле старым искусством лидируют Маастрихтская ярмарка (TEFAF) и парижская Биеннале антикваров. Самые престижные ярмарки современного искус­ства — Art Basel и FIAC, Frieze и ARCO.

Источник: "Артхроника" №5-6/2006

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru