Выставка Веласкеса в Лондоне поставила рекорд еще до открытияВыставка работ Диего Веласкеса (Diego Velazquez) в Национальной галерее в Лондоне еще до своего открытия стала самым успешным проектом музея, пишет во вторник британская газета The Guardian. Открытие экспозиции запланировано на 18 октября, однако уже по состоянию на 16 октября раскуплено более 11 тысяч билетов на выставку, поступившие в предварительную продажу. Стоимость разового билета на выставку Веласкеса - 12 фунтов стерлингов плюс 1 фунт за бронирование. По словам руководства музея, ранее ни одна из выставок, устраиваемых в Национальной галерее, не вызывала такого интереса у публики. По прогнозам, выставку Веласкеса за время ее работы - с 18 октября по 21 января - посетят не менее 300 тысяч человек, что станет абсолютным рекордном Национальной галереи с момента ее основания в 1824 году. В экспозиции, которая займет 4 главных зала галереи, будут представлены 40 работ Веласкеса, в том числе, 8 картин из мадридского музея Прадо. Диего Веласкес (1599-1660) - считается самым известным испанским художником XVII века. Диего Веласкес (1599—1660) Диего Родригес де Сильва Веласкес родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье. Живописи обучался сначала в мастерской Ф. де Эрреры Старшего, затем — у Франсиско Пачеко. В 1617 г. Веласкес получает звание мастера и в скором времени открывает свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя — Хуане Миранде Пачеко. В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве. До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, писал так называемые «бодегонес» (от исп. «харчевня») — сцены из народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты («Завтрак», «Водонос»). В это же время Веласкес создает целый ряд картин на библейские темы («Христос в Эммаусе», «Христос в доме Марфы и Марии»). В середине 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится королевским живописцем. Он пишет портреты королевских особ и придворных; знакомится с королевской коллекцией живописи — картинами Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тицина, Веронезе и других прославленных мастеров. В 1627 г. Веласкес стал победителем конкурса среди придворных живописцев, посвященного исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609 г.». В качестве награды художник получил должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь. В августе 1628 г. в Мадрид с дипломатической миссией прибыл Питер Пауэл Рубенс. На протяжении последующих девяти месяцев живописцы много общались; Веласкес сопровождал Рубенса во всех его поездках и предоставил в распоряжение великого фламандца одну из своих мастерских. Именно Рубенс подсказал Веласкесу сюжет картины «Вакх» («Пьяницы»), на которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Картина очень понравилась королю, он наградил Веласкеса золотой медалью и дал ему разрешение на поездку в Италию. В 1629—30 гг. Веласкес посетил Италию, где продолжил свое знакомство с творчеством великих мастеров итальянского Возрождения. В Италии была написана многофигурная композиция «Принесение Иакову одежды Иосифа». К этому же периоду относится «Кузница Вулкана», мифологическая композиция, полная ощущения реальной жизни — благодаря естественности поведения её несколько простодушных героев. В 1634 г. Веласкес написал картину «Сдача Бреды», которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Веласкес был блестящим портретистом. Вернувшись в 1631 г. в Испанию, он создает целую галерею портретов, изображающих различных представителей испанского общества: конные парадные портреты («Конный портрет герцога Оливареса», «Конный портрет инфанта Балтасара Карлоса», «Конный портрет Филиппа IV» ); охотничьи портреты королевских особ («Филипп IV на охоте»); поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников («Хуан Матеос», «Герцог Оливарес», «Дама с веером»); серия портретов королевских инфант («Портрет инфанты Маргариты»). Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов («Портрет Хуана Австрийского», «Эль Примо», «Эль Бобо из Кории»). В 1642—44 гг. в составе королевской свиты Веласкес посетил Каталонию и Арагон. В 1649 г. по поручению короля Веласкес едет в Италию для ознакомления с итальянской Академией живописи и покупки картин для испанских дворов. Он посещает северную Италию, Рим и Неаполь, где его принимают как знаменитость. В Риме художник исполняет «Портрет Хуана Парехи», а также «Портрет папы Иннокентия X», который был выставлен в Пантеоне и вызвал единодушное восхищение. Благодаря этой работе Веласкеса в 1650 г. принимают в Академию Св. Луки. В Италии же (или вскоре после возвращения в Мадрид) художник исполняет композицию «Венера перед зеркалом». К этому же периоду относятся два пейзажа «Вилла Медичи». В последние годы жизни Веласкес написал две самые знаменитые свои работы: «Менины» («Фрейлины»), в которой изображен частный эпизод придворной жизни, и картину «Пряхи», живописующую сцену в королевской мастерской ковров. В конце жизни Веласкес был посвящен в кавалеры почетного рыцарского ордена Сант-Яго. Незадолго до смерти он побывал на острове Файзамес, где занимался приготовлениями к предстоящему венчанию инфанты Марии Терезии. Проведя здесь более двух месяцев, 60-тилетний художник очень утомился, и у него начались проблемы с сердцем. Вскоре по возвращении в Мадрид, 6 августа 1660 г., Диего Веласкес умер. Источник: lenta.ru, vshapes.bip.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||