Мао Цзэдун Уорхола не оскорбит китайцевПредставители аукционного дома Christie's сообщили прессе, что не считают портрет Мао Цзэдуна кисти Энди Уорхола оскорбительным для китайцев, сообщает ArtInfo.com. Портрет демонстрируется в Гонконге на специальном показе, предваряющем аукцион 15 ноября в Нью-Йорке. Christie's надеется заинтересовать китайских коллекционеров, которые в последнее время усилили свое присутствие на рынке искусства. Картина Уорхола возникла в 1972 году как часть серии крупноформатных портретов Мао Цзэдуна (всего их 10). На портрете, выставленном на торги, Мао Цзэдун изображен на голубом фоне в синем военном френче. Единственной вольностью художника стала окрашенная желтым щека Мао. Заместитель председателя отдела Азии Christie's Кен Е сказал, что Уорхол очень уважительно изобразил вождя китайского народа: "Форма его лица не искажена". Тем не менее, в пресс-релизе аукционного дома сказано, что Уорхол объединил тоталитарную эстетику с западной культурой потребления, добавив элементы милой его сердцу театральности трансвеститов. Такая смесь может вызвать напряженность у первых лиц Пекина. Наверное, поэтому Christie's не собирается показывать картину на материковом Китае. Энди Уорхол. Сведения о том, когда родился Эндрью Вархола (впоследствии Энди Уорхол), противоречивы. Разные источники называют разные годы - 1927, 1928 и даже 1930, а также разные даты - 6 августа и 28 сентября. Сам художник отмечал день своего рождения 6 августа. Уорхол родился в США, в городе Питтсбурге, штат Пенсильвания. Родители, Юлия и Ондрей Вархола, происходили из деревни Микова на северо-востоке бывшей Чехословакии. Они эмигрировали в Америку до рождения Энди и двух его старших братьев. Семья рано потеряла отца. В 1949 г. Эндрью Вархола закончил Технологический институт Карнеги (графический дизайн) с присуждением степени бакалавра искусств. В этом же году отправился в Нью-Йорк, где первые годы занимался графическим оформлением коммерческой рекламы - в основном он выполнял рисунки женской обуви для журналов мод и рекламного приложения "Нью-Йорк Тайме". Работа в коммерческой рекламе принесла Вархоле известность и изменила его имя. Однажды подпись под его рисунком была набрана неправильно - Апоу Иагпо!. Он решил оставить это написание имени и стал Энди Уорхолом. В течение своей многолетней карьеры в искусстве Уорхол занимался рисунком, живописью, шелкографией, кино, хэппенингом, дизайном одежды, журналистикой и, как мы сказали бы теперь, культурной антропологией. Азартный и искусный коммуникатор, он стал светской фигурой первой величины и создал огромное паблисити себе, своему делу и своей "свите". Постепенно за ним утвердилась слава "Папы поп-арта". Непрестанно перемещаясь в разных социальных пространствах и культурных средах, совмещая полярные идеи, техники и знакомства, Уорхол сшивал высокое и низкое, элитарное и массовое, избранное и отвергнутое. Он пытался творчески разрешить конфликт между высоким искусством, массовой культурой и повседневностью. Трудно переоценить его роль в современном искусстве и в изменении статуса поп-арта. Важным вкладом Уорхола в художественную и светскую жизнь Америки семидесятых стал журнал "inter/VIEW", который задал новый стиль репортажа о новостях культуры и создал особую доверительную манеру проведения интервью, при котором "звезды" опрашивают "звезд". Одним из основных занятий Уорхола была, по его собственному выражению, "регистрация и каталогизация жизни вокруг". Этому посвящены многочисленные тексты, написанные им самостоятельно и в соавторстве, а также составившая огромное наследие коллекция предметов искусства, книг, фото- и кинопленок, вообще всего, что проходило через его руки, - Уорхол бьш страстным собирателем. Большой известностью пользуется изданный посмертно "Дневник", в основу которого легли магнитофонные записи телефонных разговоров Энди Уорхола за несколько лет. Обращаясь к "вечным" вопросам - в чем природа красоты и привлекательности, скуки и страсти, молодости и старости, времени и смерти, - Уорхол старался как можно более аккуратно регистрировать свои впечатления и ощущения. Он проделывал это прилежно и честно, в течение многих лет, что для человека изначально робкого и замкнутого, - каким в действительности бьш Энди, - стало настоящим подвигом. Умер Энди Уорхол 22 февраля 1987 г. в нью-йоркской больнице от сердечной недостаточности, после успешно проведенной операции по удалению желчного пузыря. Похоронен на территории католической церкви византийского обряда (церковь Св.Духа) в Питтсбурге. Панихиду отслужили 1 апреля 1987 г. в соборе Св. Патрика в Манхеттене. По некоторым сведениям, Уорхол был практикующим католиком. Источник: podrobnosti.ua, art-prestige.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||