Пейзажи Валентины Сафиной

Пейзажи Валентины Сафиной

…Согласно Волошину, художник должен быть микромиром, способным охватить макромир

Тема ее живописных пейзажей – родная Украина, где близко и знакомо все еще по впечатлениям детства, Крым, Хорватия, Черногория… Ars longa, vita brevis. Пейзаж – это и неспешные мысли о вечной жизни природы. Мы приходим и уходим, но навсегда остаются океаны, горы, долины, поля, холмы, озера, леса.

Валентина Сафина родилась в Кривом Роге Днепропет­ровской области. Училась у Б.Косарева, В. Грабаря, С. Рыбина и Н. Трегуба в Харьковском художественно-промышленном институте (ныне Академия дизайна и искусств), который окончила в 1987 году. Сейчас она сама преподает в Харьков­ской педагогической академии и работает в творческой мас­терской. В 2000 году Валентина стала членом Национально­го Союза художников Украины. Еще с 1993 года она — по­стоянный участник республиканских, всеукраинских и меж­дународных выставок. Ее произведения есть не только в част­ных коллекциях на родине, но и в России, Англии, Германии, Японии, Китае, США...

Сначала ее больше привлекала поэзия городских пейза­жей. Валентина писала виды Харькова, Киева, в последние годы — Москвы и таких городов Хорватии, как Ровень, Пу­ла, Истрия. Судьба распорядилась так, что, не доехав до Ле­нинграда, она осталась учиться в Харькове. Увидев этот го­род, Валентина навсегда отдала ему свое сердце, полюбила его характер, его удивительную архитектуру. Харькову по­священы ее «Пейзаж с розами» и «Облако», Харьковской области — «Мартовский снег». Холсты «Лилии цветут» и «Пруд. Осень» дарят нам образы природы, созвучные и среднерусской полосе, и украинским просторам. Они креп­ко композиционно построены, но, как объясняет сама Ва­лентина, ее все больше увлекают движение кисти, стреми­тельность мазка и ощущение живописного пятна. Иногда для нее важнее не тема и композиция, а декоративно-цвето­вой строй картины. Она как бы невзначай открывает для се­бя сначала один, пусть даже самый маленький мазок, а по­том от него все и идет. Здесь есть гармония цвета и света, му­зыкальные созвучия тихой лирической задушевности: вода, отразившая бездонное небо, солнечные лучи, будто пронза­ющие лепестки кувшинок, наполняющие светом листву де­ревьев и желтеющие поля. Выразительно контрастны холод водных глубин и жар солнечных завихрений в камышах и кувшинках. В этих картинах — и лучи солнца, и нежное ды­ханье свето-воздушного пространства, и яркий отсвет осен­него «пышного природы увяданья, в багрец и золото» оде­тых лесов. Это природа созвучна душе человека, его настро­ению и состоянию. В этюде «Славяногорск» яркая оранже­во-охристая листва дерева, словно облако осеннего света, — цветовой центр, основа композиционного строя, а вокруг — неяркие пастельные краски бескрайних полей, густых лесов, убегающей вдаль дороги, петляющей речушки.

Поэтическое раздумчивое трактование на­туры — пушкинское «печаль моя светла» — тра­диция лирического пейзажа. «Я всегда обраща­лась к произведеничям Врубеля и художникам, которых можно почувствовать, «прочитать», сле­дуя за движением их кисти, — говорит Сафина. — В этом движении скрыта внутренняя энергия работы». Ей так же близко творчество В. Борисо­ва-Мусатова и А. Головина, а среди европейских мастеров она особо выделяет Рембрандта: «У не­го я всегда вижу и чувствую слитую воедино сти­хию цвета и света..».

Попав однажды в Крым, Валентина сразу и навсегда влюбилась в природу этого уникально­го места. Она много путешествовала здесь с се­мьей, это были Гурзуф, Судак, Ялта, Аи-Петри, Демерджи, Лучистое... Крым открылся ей своей неповторимой красой и стал одной из главных тем ее картин. В них иная цветовая гамма, даже солнце иное: «Закат» в Судаке, «Гурзуф». В кар­тине «Аи-Петри» она предпочла оливковые, зе­леные, земляные тона и красно-кирпичную ох­ру. Композиционно узкая полоска неба создает впечатление, будто вершина горы Аи-Петри упирается в небо. Красное пятно крыши дома контрастирует с бело-зо­лотой стеной. Охристая крыша почти на пересечении ком­позиционных диагоналей картины. А дальше, как круги по воде, расходятся цветовые аккорды. Темной зелени деревь­ев созвучны зеленые пастбища гор, желто-коричневая зем­ля находит отсвет на горных склонах, холодно-снежные вершины как бы перекликаются с белизной стен, слепящей глаза, — так и кажется, что неостывшие краски пульсиру­ют, дышат, создавая перед нами образ горного Крыма, на­поенного горячим воздухом.

Сафиной свойственно чуткое понимание характера, особых черт каждого конкретного места, к которому она приросла всем сердцем. Она не проецирует себя в природе, не часто являет нам и фигуру человека, но одухотворяет каждую черту, каждую деталь любимой природы — холмы и небо, тропинки и ручьи, море и ска­лы... Ее пейзажи наполнены не только внутрен­ней энергетикой, они как будто излучают свет. Особенное отношение художника к светонос­ным краскам чувствуется и в картинах, посвя­щенных последним путешествиям по Хорватии и Черногории. Так, «Плитвицкие озера», из серии «Зеркала Хорватии», написаны в голубовато-жем­чужной гамме: мягкие переходы цвета от холод­ного серого к разбеленным голубым тонам, оран­жево-лиловым отсветам солнца на поверхности озер, синеве небес. Пластика мазка создавая свето-воздушную среду, передает даже дрожание воздуха и света, своеобразную красоту хорват­ских земель. А вот украинский «Вечер» — уже совершенно другой по характеру, цветовым сочетаниям зеле­новато-охристых тонов с лилово-голубыми. Здесь рассеян­ный свет, гармония композиции созданы плавными раздум­чивыми движениями кисти. В «Плитвицких озерах» про­зрачная голубовато-фиолетовая холодная гладь воды и со­звучного ей неба чуть возмущаются условными зелено-ко­ричневыми завихрениями камышей на переднем плане. В озере отражаются небо и кроны деревьев, диагонально под­нимающиеся к правому верхнему углу картины. Гармонич­ному цветовому сфумато не противоречат черный тонкий, словно штрих, силуэт лодки и маленькая, как восклицатель­ный знак, фигурка человека в ней — как едва угадывающий­ся композиционный геометрический центр композиции.

Совершенно другой — ровенский «Пейзаж с красным домом» (из серии «В летний день белого солнца»). Ритм в нем диктует композиционно-цветовая гармония прямо­угольников окон и стен, ромбов крыш и вертикальных параллелепипедов труб. «Колизей» в Пуле – часть огромного римского форума. Здесь яркие тона. Все валеры сине-голубо­го, бирюзового неба просвечивают сквозь огромные проемы окон. Ослепляющий белый свет солнца бликует, отражаясь от его могучих стен. Большая часть работы занята Колизеем, внизу — люди, над ними — узкая вертикальная полоса неба. В этом «непарадном портрете» исторической достопримеча­тельности Валентину Сафину интересуют пластические и декоративные возможности живописи, своеобразная скульп­турная композиция пастозных мазков в двухмерном прост­ранстве картины.

А «Белый день» можно представить как город-парусник. Это марина со взбирающимися на склон разноцветными до­миками, от красных черепиц крыш которых отражается солнце. Вертикаль башни — мачта, весь город — нос огромной яхты, которая, как кажется, вот-вот отправится в путешествие. Валентина рассказывает: «Под солнцем Адриатики все цвета палитры плавятся в белом и вливаются в прохладу неба и мо­ря: Колизей, старый город, марины — как миражи в полуден­ном солнце». В Истрии, в этом горячем воздухе Красного острова, даже луна кажется отражением солнца в «Пейзаже с луной».

Много мелких, будто кубики мозаики, си­яющих изнутри мазочков, передающих блики воды, солнечные зайчики, разноцветие выстро­ившихся, как на старте, морских красавиц — в «Яхтах» и «У причала». Так передать воду, свет, дрожание воздуха в своих легких по цвету и беглых по рисунку холстах умел французский фовист Рауль Дюфи. И у Валентины Сафиной в этой Хорват­ской серии все очевиднее поэтическая свежесть и непосред­ственность изображаемого, жизнерадостность и декоратив­ная красочность образов.

Итак, Художник видит своим Учителем, прежде всего природу. Но не менее важны для Сафиной и ее творчества и произведения старых мастеров. В ее ранних пейзажах пере­плетаются импрессионистические мотивы с пейзажами-на­строениями мастеров Серебряного века. Однако они более камерны, в них — красота и поэзия обычного, обыденного в природе. Это лишенные внешней эффектности виды, с при­сущей им этюдной непосредственностью композиции и колорита. В произведениях Ва­лентины Сафиной лиричес­кие интонации соединяются с повышенной звучностью цвета. Сегодня в ее творчест­ве все чаще подчеркивается выразительность компози­ции, цветового пятна, гармо­ничности колорита. Все важ­нее становится целостность художественного образа при отточенности деталей, тонко нюансированных оттенках цве­та, пастозных мазках, создающих пластическую компози­цию. Думается, именно в этом видит художник Валентина Сафина архитектонику своих картин, да и природу самой живописи. Это помогает ей создавать художественный об­раз, так и кажется, что ее рука получает сигнал и тогда: рука — кисть — краски — холст — мазок... Именно он — исход­ный эстетический элемент пространства картины, ее основа. В произведениях Валентины Сафиной ощущаешь какое-то мимолетное, а оттого еще более драгоценное чувство гар­монии. Природа в ее картинах живет своей особой, значимой и таинственной жизнью, поэтому и возникает ощущение чу­да. «Сюжеты не выбираю — нахожу созвучные внутренним чувствам, ритмам, цветам, как музыканты слышат отдельные звуки и создают свои мелодии. Законы цвета, композиции, гармонии близки для музыки, живописи, литературы и, на­верное, для жизни. Белое и черное, круг и квадрат есть во всем. Для меня белое — утро, дождь, ожидание. Я в работах ближе к состоянию утра, где все краски дня еще впереди...»

Источник: Журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционировая"

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru