И у камня своя музыкаВпервые у харьковчан появилась возможность воочию увидеть необычные плоды трудов Ивана Карапетяна — макеты памятников архитектуры, выполненные из камня. Первая персональная выставка мастера называется «Музыка, отображенная в камне». Несмотря на то, что в холле Исторического музея выставлены только 12 произведений Ивана Карапетяна из полусотни (цифра примерная, поскольку точно уже не скажет и сам автор), даже этого количества хватает для того, чтобы удивить любого человека, в том числе далекого от искусства. Большинство экспонатов выставки — это модели храмов, располагающихся не только в Харькове, но и на Кавказе, откуда родом сам Иван Аршалуйсович, и в Таиланде. Примечательно, что для своей работы мастер использует исключительно армянский камень, причем не одного, а 12 наименований. Поэтому при первом взгляде на Свято-Успенский собор грязно-белого цвета кому-то может показаться, что он выполнен из дерева. Более того, автор каменной архитектуры не просто воспроизвел очертания и внешний вид того или иного религиозного сооружения, а сделал им соответствующую «начинку»: осветил храмы изнутри и даже украсил внутренние стены иконами и крестами, как в настоящих церквах. Такие ювелирные по своей сути работы требуют очень осторожного обращения с произведениями искусства. У последнего по времени творения Ивана Карапетяна — храма Сурб Рипсиме 618 г. постройки (вблизи г. Эчмиадзин), — по дороге в Исторический музей испортилась система освещения. Но даже то, что можно увидеть во «внутренностях» других сооружений (скажем, того же Свято-Успенского собора), впечатляет. Трудно поверить, что человеческие руки способны так укротить камень, отшлифовать такие тоненькие «кирпичики» и возвести из них очередной шедевр. Самое невероятное в этой истории то, что Иван Аршалуйсович не использует для работы над своими произведениями каких-либо чертежей. Ему хватило одной фотографии «Дома духов» из Таиланда, чтобы воспроизвести культовое сооружение в камне и масштабе. Еще одно интересное творение — «Качающийся столб» (IX век), причем, как выяснилось, копийность была достигнута максимальная — миниатюрный столб тоже качается, но не разваливается! Следует сказать, что именно в Армении возникло особое искусство работы с камнем, связанное с ранним периодом христианской истории этой кавказской страны. Речь идет о хачкарах — мемориальных памятниках в виде каменных кружев. По-видимому, национальная армянская традиция в искусстве и религии наложила свой отпечаток на талант Ивана Карапетяна. Мастерская Ивана Карапетяна, дважды лауреата конкурса «Харьковчанин года», расположена в обычной квартире на Рогани. Любопытных людей, интересующихся творениями харьковчанина, всегда хватало. После визита одного из таких «интересующихся» пропал один из мини-храмов. Но мастер не держит зла. А целью сегодняшней выставки называет попытку подчеркнуть, что все люди находятся под рукой Божьей и совсем не важно при этом, кто к какой вере принадлежит и кто есть кто по национальному признаку. Источник: vecherniy.kharkov.ua
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||