В Венеции открылась X Международная архитектурная биенналеВ Венеции 10 сентября открылась для публики X Международная архитектурная выставка, она же X Архитектурная биеннале (X Biennale di Architettura). В рамках торжественной церемонии открытия была вручена почетная премия - Золотой лев за заслуги в области архитектуры. На сей раз она досталась британскому архитектору сэру Ричарду Роджерсу (Richard Rogers), прославившемуся благодаря центру Помпиду в Париже (над которым Роджерс работал совместно с итальянским зодчим Ренцо Пьяно), зданию Lloyds в Лондоне и новому терминалу мадридского аэропорта Барахас. Все прочие награды будут вручаться в финале выставки: обладатели Золотого льва за лучший национальный павильон и за лучший городской проект, а также специальной премии за лучшую архитектурную школу будут определены к 8 ноября. Каждая Архитектурная биеннале посвящается одной главной теме, определяемой генеральным куратором. В этой роли выступает профессор Лондонской школы экономики (LSE) Ричард Бардетт (Richard Burdett), а заявленная им тема звучит как: "Город. Архитектура и общество". Центральная часть экспозиции размещается в Арсенале - гигантском кораблестроительном комплексе XI-XVI веков, до сих пор отчасти находящемся в ведении военно-морского флота. В 300-метровом помещении Канатной фабрики (Tana) устроена выставка, посвященная 16 мегаполисам - Шанхаю, Бомбею, Токио, Каракасу, Мехико, Боготе, Сан-Паулу, Лос-Анджелесу, Нью-Йорку, Йоханнесбургу, Каиру, Стамбулу, Лондону, Барселоне, Берлину и Милану. Отдельное помещение внутри Арсенала отведено под проекты переобустройства Неаполя и строительства неаполитанского метро. Кроме того, здесь же расположена национальная итальянская экспозиция - этот павильон называется "Новый город: Италия-2026. Приглашение в Вему". Города Вема (Vema) на карте на самом деле не существует - это утопия, подобная тем, что проектировали во множестве итальянские архитекторы Ренессанса. Название "Вема" расшифровывается как "Верона-Мантуя": именно между этими двумя городами, как показали исследования, было бы полезно разместить новый город. Проект Вемы под руководством куратора Франко Пурини разрабатывают 20 молодых итальянских архитекторов ("молодыми" в Италии, где карьеры делаются крайне медленно, считаются специалисты в возрасте от 30 до 40 лет). "В какой-нибудь Голландии в 30 лет архитектору уже удается осуществить крупный проект. В Италии человек того же возраста еще ждет, пока ему выпадет шанс. Беда еще в том, что архитекторов в Италии слишком много - их почти 130 тысяч, в три раза больше, чем в Германии", - отметил Пурини. Другие национальные павильоны сосредоточены на территории Городского сада (Giardini). Здания этих павильонов и сами по себе представляют интерес: они заказывались в начале-середине XX века ведущим архитекторам тех или иных стран.
В одном из самых эффектных павильонов - японском - посетителям предлагается снять обувь и, босиком гуляя по бамбуковому полу, рассматривать традиционные японские чайные домики. Американский павильон - проект плавучих домов, которыми, по мысли куратора, можно было бы застроить Новый Орлеан, чтобы избежать катастроф, связанных с ураганами. Многие европейские павильоны посвящены проектам, связанным с мегаполисами третьего мира: датчане, в частности, создали совместную с китайцами экспозицию, посвященную Шанхаю, а швейцарцы создали проект деловой столицы для Южной Америки. Национальные павильоны малых стран, для которых не нашлось места в Джардини, рассредоточены по залам, дворцам и церквям всего города, многие здания которого в честь Биеннале были специально подсвечены. Многие инсталляции (литовская, например) расположены непосредственно на венецианских улицах. Источник: podrobnosti.ua
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||