Выставка Олега Кулика в ЦДХ: хроника. В рамках "Москва актуальная".Все пространство Центрального Дома Художника до конца июля представляет из себя путешествие-ретроспективу по творчеству художника Олега Кулика. Он стал скандально известен как человек-собака, кусающий и рычащий. Эта тема продолжена в жутковатой по воздействию на слуховые органы зрителя инсталляции: черный коридор, по сторонам в клетках экраны, на экранах – сам Кулик, который ест из собачьей миски, лает, лижет руку, прямо смотрит в глаза, все это сопровождается диким собачим воем и лаем на разные лады. Пройдя по этому коридору, попадаешь в зал, где представлены фотографии и… облегченно вздыхаешь. К фотографии Кулик относится трепетно, он экспериментирует со съемкой через аквариум с водой, через стекло и добивается поразительных эффектов: изображения вливаются друг в друга, образуют какой-то новый образ. «В общем, тут мы поставили два зеркала и снимали отражения.. мм.. получилось что-то непонятное, мы уже забыли, что хотели сами сказать…», - говорит Олег и смеется. А говорить он умеет: искренне, интересно, захватывающе. Я вспоминаю его экскурсию по Винзаводу на проекте «Верю», где он был куратором проекта: толпы журналистов шли по пятам художника и старались не растерять ни одного его слова. Уже не стоит спорить по поводу того, что актуальное искусство нуждается в объяснении. Мало кто из художников может так самокритично относиться к себе, как Кулик. Неожиданный стеб над собой может себе позволить только очень уверенный в себе человек. И дело не в том, что западные коллекционеры скупают его произведения за баснословные суммы, а дело в каком-то внутреннем состоянии равновесии и гармонии. Да, Кулик скандален и порой позволяет себе эпатаж: вспомнить, например, коров, внутри которых можно смотреть видео «о русской мечте» (если заглянуть к ним в задницы). Русская мечта спрятана настолько глубоко, пардон за каламбур, что добраться до нее сможет только смельчак. Кстати, не забудьте надеть наушники. Что там – не скажу, пусть будет маленьким секретиком. Разные жанры и виды искусства переплелись в творчестве художника, образовав очень интересный визуальный пласт, в котором важную роль играют его скульптуры. Повешенная Бьорк. Ну вы смотрели этот фильм? «Танцующая в темноте»? В огромном стеклянном кубе застыла натуралистичная Бьорк, выполненная в той же технике, что и известная Анна Курникова, играющая в теннис с задранной юбкой. Это все относится к проекту «Музей», который отсылает нас не к массмедиа персонажам, а к их чучелам. Как в зоологическом музее. Это своего рода консервация современной культуры. Из той же серии – космонавт под потолком. «Представляете, эта инсталляция упала с потолка в Третьяковке..» - Кулик огорченно вздыхает и ведет нас в маленькую, только что расписанную красками комнату. Он любит создавать такие камерные пространства на выставках, чтобы зрителю было комфортно усесться рядом, задать вопрос. На Винзаводе это была настоящая юрта, которую Кулик привез из Монголии. А в этой комнате, расписанной яркими цветами, стоят банки с краской, и каждый желающий может нарисовать что-нибудь на память. Трепетное отношение к зрителю. Тут Елена Селина (директор галереи XL и участник создания этой выставки) права: «Олег представлен здесь очень разным: нежным, резким, сентиментальным, сложным..». Резкость заметна в видеоарте. Весь третий этаж заполнен видеоинсталляциями художника: это и перфомансы на улицах (например, репортаж о том, как Кулик в ледяной воде отпускал грехи живым карпам). Выжимки из путешествий, снятых в очень странном формате сновидения. Оформление пространства архитектором Борисом Берноскони (дымчатого цвета драпировки из пакетообразных материалов, приглушенное освещение) помещает публику в утробу единой метафоры по поводу актуального искусства. Метафору можно сформулировать фразой Кулика: «слова художника не должны вас ранить, чтобы он не говорил». Так что… не пораньтесь. Современное искусство похоже на колючий кактус. Но и на кактусе иногда распускаются цветы. Ася Пражская
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||