Рисуя без холста

Рисуя без холста

Первая Петербургская биеннале современного искусства проводится при поддержке комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии при организационном участии Международной ассоциации «Русская культура», открытой студии Юрия Потапова и Олега Николаенко, творческого объединения «Мансарда Художников». Информационная поддержка оказывается порталом современного искусства Санкт-Петербурга «Русский альбом» и телеканалом СТО.

Первая Петербургская биеннале современного искусства "2006" представляет собой серию выставочных проектов, акций и перформансов, отражающих актуальные тенденции развития современного искусства. Мероприятия пройдут в галереях, музеях, выставочных залах, на улицах города. Кураторские проекты и площадки предоставлены Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Музеем Ф. М. Достоевского, Музеем политической истории России, Европейским Университетом в Санкт-Петербурге, галереями «Альбом», «Ди-Ди», «Мансарда художников» и другими.

В биеннале примут участие художники и творческие группы из России, Грузии, Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Чехии, и США.

Материалы теоретической и экспозиционной программ биеннале войдут в итоговое издание, содержащее анализ результатов форума.

Проекты, представленные в рамках биеннале, демонстрируют последовательное движение искусства от использования холста в качестве медиума в направлении расширения рамок художественной активности.

Большинство кураторских проектов биеннале не ограничиваются возможностями одного вида искусства, базируясь на сочетании различных художественных практик. Формы «традиционного» художественного высказывания (живопись, скульптура) активно дополняются экспериментальными (видео-арт, акции, перформансы).

Ряд проектов, представленных на биеннале, последовательно развивают тему, заявленную организаторами – «искусство на холсте и вне его».

Холст является стартовой точкой, началом отсчета художественного эксперимента, выходящего в дальнейшем за его пределы. Выставки станкового искусства, вошедшие в программу биеннале, показывают развитие классического художественного мышления в эпоху современности (Юрий Потапов: «Аэроптицы» (культурно-социальный центр «Мастер-Класс»). Олег Николаенко: «Лицо в квадрате» (культурно-социальный центр «Мастер-Класс»). Игорь Баскаков: «Новые символы отчизны» (галерея «Мансарда Художников», Большая Пушкарская 7). Тигран Малхасян: «Супинатор»).

Искусство объекта, представленное на биеннале работами Игоря Князева, Анны Викторовой, Анны Маркус и Игоря Иванова, является первым этапом выхода художественной активности за пределы холста. Объект – синтетическая форма высказывания, продолжающая традиции авангардного и неоавангардного творчества в рамках современного художественного процесса (Игорь Князев, Анна Викторова: «Играем с Достоевским» (музей Ф. М. Достоевского). Анна Маркус: «Месяц в деревне. Два свидетельства» (Музей-институт семьи Рерихов в СанктПетербурге). Игорь Иванов: «Палитра из трансформеров и ракет» (галерея «Мансарда Художников» Большой проспект Петроградской стороны 22/24).

Инсталляция – одна из главных форм художественного высказывания в современном искусстве. Новаторская для прошлого столетия, она становится привычной сегодня. Отличительная черта инсталляции – работа с пространственной средой, позволяющей зрителю войти внутрь художественного объекта. Все представленные на биеннале проекты формируют целостную трехмерную среду, создающую особую атмосферу, настраивающую зрителя на тотальное психо-эмоциональное участие. Андрей Рудьев: «Сбор материалов» (галерея-студия «Альбом»). Роланд Шаламберидзе: «Трансформации эстетики» (Государственный этнографический музей). Евгений Фикс: «Ленин почтой» (Государственный музей политической истории России). Александр Фирсанов: «We're all living in America» (Государственный музей политической истории России). Олег Тимченко: «Золотая рыбка».)

В отличие от объектно-пространственных инсталляций, видеоинсталляции еще не столь привычны для зрителя. В качестве основного инструмента воздействия они используют возможности кино, видео и цифровых носителей информации. Эффект тотального воздействия достигается за счет использования новых медиапосредников. На биеннале представлены несколько масштабных видеоинсталляций, исследующих возможности этого жанра в современном искусстве (Группа «Синие носы», «9 000 км. Трансроссийский художественный проект», «...И колесо вращается легко», «Речь Главного Обвинителя» и др.).

Видеопрограмма показывает наиболее смелый разрыв художественного жеста с традиционным его носителем – холстом, в то же время наследуя его традицию. Короткая программа видео-арта, представленная на биеннале, показывает разные жанровые тенденции популярного сегодня направления творческих происков (Елена Лапшина, «Транссибирия»; Вероника Рязанцева, «Таня»; Маша Шарафутдинова, «Sadly»; Василий Артамонов, Алексей Клюйков, Вацлав Магид (Vаclav Magid), «Как мы помогали» и др.).

Перформансы, проходящие в рамках биеннале, развивают традиции неоаванграда 70-х годов и тяготеют к ясной и простой подаче художественного материала (Сергей Баранов: «Боди-арт»; Игорь Романов: «Бумажное шоу» (арт-клуб «Платформа»); Татьяна Высоцкая, «Копия сладкой жизни» (галерея «Мансарда Художников» Большой проспект Петроградской стороны 22/24).

Акции особенно широко представленны на биеннале. Их проведут Творческий союз «АПозиция», «Героический проект», Игорь Баскин «Фабрика художников или Новый Пигмалион» (культурно-социальный центр «Мастер-Класс»), Арт-группа «33+1» «Контекстуализм: Проспект Литейный как он есть» (музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, галерея «Сарай»), Илья Гапонов, Кирилл Кошетов, Максим Климович «Культурный бойкот» (сад музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме), Валерий и Наталья Черкашины, Влад Мамышев-Монро «Серебряный кит» (Акватория Невы, Пироговская набережная).

Открытие биеннале состоится 22 августа сразу на нескольких площадках (Музей Ф.М. Достоевского, Галерея «Мансарда художников», Галерея «Ди-Ди»), между которыми будет организовано автобусное сообщение.

Итоги биеннале будут повдедены на круглом столе под названием «Экспертиза современного искусства: взгляд куратора, художника, ученого», который пройдет 20 сентября в Конференц-зале института Международных связей РГПУ им. А.И. Герцена.

Источник: cultnews.ru

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru