Картину Эрнста Людвига КирхнераКартину Эрнста Людвига Кирхнера "На берлинской улице" ("Berliner Strassenszene", 1913) стоимостью около $12 миллионов передадут потомкам владельцев, сообщает ArtInfo.com. После 1933 года, когда Кирхнер был объявлен "дегенеративным художником", владельцы были вынуждены продать картину коллекционеру в Швейцарии. Получили ли они деньги, неизвестно. О возврате картины власти Берлина объявили 27 июля. В данный момент картина находится в музее Брюке, посвященном творчеству группы художников-экспрессионистов, к которой принадлежал и Кирхнер. Представители города купили картину в 1980 году у музея Штедель во Франкфурте. Никаких подробностей о владельцах и их наследниках общественности сообщено не было. Судя по всему, передача правительством Австрии пяти шедевров Густава Климта наследнице их владельца создала прецедент, благодаря которому вопросы реституции будут решаться в Европе без судебных разбирательств. КИРХНЕР, ЭРНСТ ЛЮДВИГ (Kirchner, Ernst Ludwig) (1880–1938), немецкий художник, один из лидеров экспрессионизма. Вел хронику «Моста», но вскоре рассорился с членами группы и с той поры работал обособленно. "Прогулка", 1911–1912, Художественный музей графства, Лос-Анджелес; "Мост через Рейн", 1912–1914, Галерея современного искусства, Берлин). Попутно проявил себя и как замечательный мастер рисунка и гравюры. В начале войны служил артиллеристом под Галле, но уже через год (1915) был комиссован; итогом военных переживаний, тяжело сказавшихся на психике художника, явился саркастический "Автопортрет в солдатской форме" (1915, Алленовский мемориальный музей, Оберлин, США). Значительной разрядкой для мастера, пристрастившегося к алкоголю и морфию, явился переезд в Швейцарию. Живя во Фрауэнкирхе под Давосом (с 1915) – поначалу в санатории, который украсил своими фресками, – создавал по-прежнему напряженно-динамичные по ритму и колориту, но в целом более мажорные картины и графику по альпийским мотивам ("Восход луны в Альпах", 1917, частное собрание, Давос; "Прогулка в санях", 1922, частное собрание, Франкфурт-на-Майне; "Лесорубы", около 1930, Кунстхалле, Гамбург). Создал в технике ксилографии ряд иллюстративных циклов – "К истории Петера Шлемиля А.фон Шамиссо" (1916) и др. Выразил свое творческое кредо (идею искусства как сочетания «иероглифов», передающих внутренний духовный смысл видимого мира) в критических заметках о собственных работах, опубликованных под псевдонимом «Луи де Марсаль». Родился в Ашаффенбурге 6 мая 1880 в семье инженера-химика. В 1901–1905 занимался на факультете архитектуры Высшей технической школы в Дрездене, посещал также Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства в Мюнхене. По возвращении в Дрезден образовал в 1905 (вместе с Э.Хеккелем и К.Шмидт-Ротлуфом) группу «Мост», ставшую эпицентром экспрессионистского движения. В его зрелых вещах доминируют темы большого города, жанры и пейзажи, воплощенные в нервных, изломанных формах и драматическом, напряженно-контрастном колорите. На протяжении 1920-х годов все ближе подходил к абстракции, делая свои образы действительно все более «иероглифическими», полуабстрактными. Причисленный нацистами к представителям «дегенеративного искусства» (или «искусства вырождения»), оказался в вынужденной творческой изоляции, хотя, как житель нейтральной Швейцарии, находился в относительной безопасности. Тем не менее трагические события в Германии толкнули его к самоубийству. Умер Кирхнер в Фрауэнкирхе 15 июня 1938. Другую информацию по теме см. http://www.artgorizont.com/articles.php?id_article=682
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||