Картина немецкого экспрессиониста Эрнста Кирхнера будет выставлена на нью-йоркские торги Christie's Impressionist and Modern ArtКартина немецкого экспрессиониста Эрнста Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner, 1880–1938) «Берлинская уличная сценка» (1913), недавно возвращенная наследникам ее довоенных владельцев, будет выставлена на нью-йоркские торги Christie's Impressionist and Modern Art 8 ноября. Эксперты оценивают полотно в $18 000 000–25 000 000 (£10 000 000–14 000 000 или €14 000 000–€20 000 000). Интересно, что это уже не первый случай попадания на аукцион возвращенных законным наследникам шедевров. Так, переданная по реституции наследникам Ротшильдов в 1999 г. часть семейной коллекции предметов искусства и антиквариата вскоре оказалась на Christie’s. Выручка от продажи составила сумму в $90 000 000. 90-летняя жительница Лос-Анджелеса Мария Альтман, отсудившая в этом году у Австрийской национальной галереи пять картин Густава Климта(Gustav Klimt, 1862–1918), также не скрывает своего намерения передать оставшиеся четыре картины художника аукциону Christie’s. Скорее всего, они попадут на те же торги, что и картина Кирхнера – Impressionist and Modern Art 8 ноября. К слову, последняя крупнейшая сделка в мире искусства (продажа Марией Альтман американскому миллиардеру Рональду Лаудеру портрета Адели Блох-Бауэр за $135 000 000) также состоялась при помощи аукционного дома Christie’s. «Берлинская уличная сценка» до 1936 г. принадлежала семье немецких коллекционеров Хессов (Hess), евреев по национальности. Нацисты объявили живопись Кирхнера «дегенеративной» и изымали его картины из музеев и частных собраний. Впоследствии полотно многократно переходило из рук в руки, вплоть до 1980 г., когда правительство Германии приобрело его для берлинского Brücke Museum (по названию объединения художников, одним из основателей которого был Кирхнер). Наследникам Хессов – чете Альфреда и Теклы Хесс (Alfred and Thekla Hess) – удалось доказать, что картина по праву принадлежит им, и в конце июля музей сообщил о том, что возвращает полотно. Возвращенная картина Кирхнера – одна из его самых знаменитых работ, написанная на взлете карьеры (он покончил с собой в 1938 г., измученный травлей со стороны нацистов). Известность полотна, его качество и сохранность в значительной степени определяют его потенциально высокую рыночную стоимость. Но не последнюю роль в оценке картины сыграл и резко возросший в последнее десятилетие спрос на живопись немецких и австрийских художников рубежа XIX–XX вв. Достаточно вспомнить в этой связи всю ту же продажу «Золотой Адели», или картины «Увядшие подсолнухи» кисти модерниста (если рассматривать его творчество до Первой мировой войны), а в последствии известного экспрессиониста Эгона Шиле (Egon Schiele). «Увядшие подсолнухи» Шиле написал в 1914 г., когда его часть стояла в местечке Крумау. Полотно приобрел командир части Карл Грюнвальд, в мирное время занимавшийся антиквариатом и торговлей текстилем. Грюнвальд бежал из Австрии во Францию в 1938 г. В Страсбурге его коллекцию живописи арестовали нацисты, и больше о ней ничего не было слышно. После войны Грюнвальд разыскивал свои картины, но найти их удалось его детям и внуку. Одно из полотен обнаружилось, например, в городском музее Страсбурга, и наследники Грюнвальда 13 лет судились за возвращение работы семье. Владелец «Подсолнухов» в конце 2005 г., ничего не зная о происхождении полотна, обратился к аукционистам Christie's с просьбой оценить работу. Когда история пропажи была ему рассказана, он добровольно вернул картину наследникам Грюнвальда, которые передали ее на аукцион Christie's в июне 2006 г. Полотно было выставлено на торги с консервативной оценкой в $7 000 000–10 000 000, а продано за $21 600 000, более чем вдвое превысив верхнюю границу эстимейта. Аналогичное произошло и в 2003 г. с работой Шиле того же периода: оцененная в $12 000 000, она ушла с молотка за $21 500 000. О том, что предстоящие торги, запланированные на 8 ноября, принесут не одну мировую сенсацию, информационное агентство «Русский антиквариат» сообщало еще месяц назад, 4 июля. Тогда стало известно, что на аукцион будет выставлен «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» («Angel Fernández de Soto», 1903) кисти Пабло Пикассо. Его эстимейт $40 000 000–60 000 000. Картина не имеет отношения к возвращенным ценностям, и мы упоминаем о ней здесь только потому, что у работы Пикассо есть все шансы войти в десятку самых дорогих картин мира, когда-либо проданных на публичных торгах. «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» относят к «голубому» периоду творчества Пикассо. Это одна из самых известных работ художника, написанных в начале века. С 1946 по 1995 гг. картина находилась в собрании нью-йоркских коллекционеров Дональда и Джин Стралемов. Сейчас на торги портрет выставляет его владелец – композитор Эндрю Ллойд Веббер, известный автор рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» и мюзиклов «Эвита», «Кошки» и «Призрак оперы». Веббер приобрел картину в 1995 г. также на ноябрьских торгах в Нью-Йорке за $29 100 000. Спустя 11 лет стоимость полотна выросла в два раза. Интересно, что деньги, вырученные автором от продажи столь ценного произведения искусства, Веббер собирается пустить на благотворительность. Изображенный на портрете де Сото – близкий друг художника, погибший в 1938 г. в ходе гражданской войны в Испании. Именно драматичные дружеские отношения делают портрет одним из самых выдающихся произведений Пикассо. Кроме того, Christie's уже не раз удачно продавал работы Пикассо. 1 мая в Нью-Йорке на аукционе Impressionist and Modern Art за внушительную сумму в $34 736 000 ушло с молотка полотно Пабло Пикассо «Отдых» («Le Repos»), на котором он в 1932 г. запечатлел свою жену – русскую балерину Ольгу Хохлову. За $18 608 000 была продана его же картина 1902 г. «Портрет Жермен» («Portrait de Germaine») из Distinguished New York Collection. Вилки эстимейтов этих работ составляли $15 000 000–20 000 000 и $12 000 000–18 000 000 соответственно. Обе картины купили художественные галереи (Larry Gagosian Gallery и Acquavella Galleries). Топ-лист работ Пикассо, принадлежащих к «голубому» периоду, проданных на Christie's, выглядит так:
2. «Материнство» («Maternité»). 1901. Лот продан за $24 750 000. Нью-Йорк. 14 ноября 1988 г. 3. «Портрет Жермен» («Portrait de Germaine»). 1901. Лот продан за $18 608 000. Нью-Йорк. 1 мая 2006 г. Вице-президент Christie's и глава отдела импрессионизма и современного искусства Гай Беннетт (Guy Bennett) не скрывает своего волнения перед предстоящими торгами. Источник: news.antiq.info
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||