Ввеликий русский живописец Александр Иванов, автор самой знаменитой картины: "Явление Христа народу"200 лет назад, 28 июля 1806 года родился великий русский живописец Александр Иванов, автор самой знаменитой картины в отечественной культуре: «Явление Христа народу». Ему повезло с отцом, как повезло с папашей маленькому Моцарту. Мальчик родился в семье, где обожали искусство. Его отец Андрей Иванович был известным профессором петербургской академии художеств. Это он выучил великого Карла Брюллова. Уже первые ростки таланта в ребенке были замечены, и детство художника было окружено исключительным вниманием. Причем работы мальчика были отмечены таким мастерством, что некоторое время подозревали, что он исполняет их с помощью отца. Впрочем, скоро сомнения развеялись, в 11 лет Александр стал полноправным учеником Академии. Весь уникальный дар Иванов сосредоточил на верности форме. В его лице мифологическая живопись нашла своего гения. Еще учеником он получает малую золотую медаль за картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», а вот с дипломной работой случился казус. Для той работы выпускнику было задано исполнить картину на библейскую тему: «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темницу хлебодару и виночерпию». Иванов легко справился с трудной темой. Сначала он получил за мастерство золотую медаль, но затем завистники углядели в библейском полотне намек на расправу над декабристами (!). Правда, дело замяли, но картину все же отвергли, и Иванову пришлось срочно писать новую тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». И снова успех. В те годы было принято поощрять выпускников Академии поездкой в Италию, учиться у великих теней Рафаэля, Тициана и Тинторетто. Зимой 1830 Александр Иванов уезжает в Италию на два года и остается в Риме на целых 28 лет! Если следовать за словами Платона - Иванов впадает в творческое безумие, чтобы разродиться в прекрасном. Ни смерть отца, ни смерть матери, ни смерть любимых сестер не умолили анахорета вернуться на родину. (Правда, родители посетили сына в 1847 году и горячо хвалили его титанический труд). Там в Риме, сделав серию подготовительных картин, он начинает огромное полотно «Явление Мессии». Поначалу он планирует закончить работу для московского храма Христа Спасителя и в переписке с архитектором Тоном уточняет размеры той ниши в стене напротив алтаря, где поместится будущее грандиозное полотно. Художник в Риме и строительство храма в Москве стартовали в один год, в 1837. Постепенно труд Иванова превращается в род неистовой исполинской молитвы, а художник превращается в схимника. Если поначалу он еще пускает друзей в мастерскую, то постепенно закрывает наглухо двери и годами работает в полном одиночестве. Вскоре о нем забыли. Первым сообщил о шедевре Гоголь, который сумел войти в доверие к гению и восторженно написал о работе художника в статье «Исторический живописец Иванов», которую опубликовал в сборнике своих писем «Избранные места из переписки с друзьями». «Предмет картины слишком значителен. - писал Гоголь, - Из евангельских мест взято самое труднейшее для исполнения, доселе еще не бранное никем из художников даже прежних богомольно-художественных веков...»
Кстати, он подумывал изобразить среди толпы некрещеных евреев Гоголя и написал замечательный этюд, где нахмуренный Гоголь отвернулся от Христа. Хотя из уважения к писателю Иванов поместил его в точку самую ближнюю к мессии. Сейчас на том месте виден отрок в багровом хитоне, который глядит на Христа через правое плечо. Легкая схожесть с Гоголем сохранилась. Работа над полотном длилась ровно 20 лет. Иванов жил почти в нищете. Все деньги, которые доставали родители и друзья шли на краски. С чем сравнить этот подвиг? Разве что с подвигом Серафима Саровского, который столько же лет прожил в келье посреди глухой тайги, ночами стоя в молитве на камне, а днем лаская рукой дикого зверя, медведя, который выходил к святому из чащи.
Первым полотно «Явление Христа народу» увидела вдовствующая императрица Александра Федоровна. Огромное полотно размером 540х750, сияя красотой, стояло у стены в окружении сотни эскизов. Почти сто лет ни в Европе, ни в мире равной по силе картины не было вплоть до появления «Герники» Пикассо и «Тайной вечери» Сальвадора Дали. Затем художник распахнул двери для всех желающих. Картина произвела настоящий фурор. В те дни, пока картина находилась в Риме, она соперничала с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. Весной 1858 года Иванов привозит полотно в Санкт-Петербург. Император Николай Первый решил встретить картину по-царски и распорядился выставить ее для обозрения публики прямо в Зимнем дворце. Длинный ящик с завернутым холстом бережно внесли в Белый зал, где картину ждала рама, покрытая золотом. На следующий день во дворец прибыл сам император. Николай и его свита ликовали: русская кисть снова принесла славу Отечеству. Это случилось 29 мая, художнику оставалось жить всего один месяц. Между прочим, в этот же день триумфа Иванов получил выволочку от графа Гурьева. За что? За то, что встретил императора с бородой. «Русским нельзя носить бороды» воскликнул граф и пригрозил, что не допустит художника на церемонию освящения Исаакиевского собора, которая должна была состояться через два дня. Он возглавлял специальную комиссию по организации торжества. 20 лет писать встречу народа с мессией и вернутся в Отечество, чтобы получить нагоняй за небритый подбородок!
Между тем восприятие шедевра требовало некой сноровки от публики, поначалу картина не нравилась, производила впечатление гобелена, отрицательный гул заглушал триумф гения. Художник впал в нервную лихорадку. Устремившись на постановку «Ревизора» в Александринском театре, - эту пьесу ему вслух читал Гоголь, - Иванов сначала смеялся как ребенок, а затем стал негодовать на себя: тут надо больше плакать, чем хохотать. Его нервозность усиливалась с каждым днем. Последней пилюлей стал вопрос о цене, какую заплатит император за полотно. Иванова унижали слухи, что император назначит ему только лишь пенсию. 30 июня у художника началась «холера», врачи оказались бессильны, и 3 июля 1858 года художник скончался. Через два часа после смерти на квартиру доставили щедрое решение императора о покупке картины за 15 000 рублей и назначении художнику пожизненной пенсии в 2000 рублей. Поздно. И последнее. Иванов обладал провидческим даром и не раз говорил друзьям, что в недалеком будущем Москва вернет себе положение первой столицы России, и его полотно увезут из Петербурга. А на вопрос, почему он так считает, отвечал, я вижу в Москве черты Рима. Так и случилось. Сначала картина была подарена Государем Московскому публичному музею, а ныне хранится в Третьяковской галерее. Анатолий Королев, РИА - Новости. Другие новости по теме: http://www.artgorizont.com/news.php?id=507
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||