РЕМБРАНТ Хармес Ван Рейн (Биография)РЕМБРАНТ Хармес ван Рейн - (1606-1669), величайший голландский художник. Родился в Лейдене, в семье зажиточного владельца мельницей.Учился в латинской школе, окончил Лейденский университет.1625-1632 - Лейденский период творчества Рембранта. Это время становления художника, наибольшего увлечения Караваджо. Это период первого обращения к офорту. В 1632 г. Рембрант уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии. В 1634 г. художник женится на Саскии ван Эйленборх - и попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником. Работы этого периода пронизаны откровенной радостью жизни, ликованием. Светотеневая моделировка становится одним из главных выразительных средств в рембрантовской живописи. "Феерический", "сказочный мир...". Язык барокко наиболее близок выражению этого приподнятого настроения.40-50-е годы - пора творческой зрелости Рембранта. Изменилась не только внешняя жизнь Рембранта, изменился он сам. В 1642 году умирает Саския, происходит разрыв с патрицианскими кругами. "Ночной дозор" (1642, Амстердам) - вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - Рембрант отошел от привычной композиции группового портрета - изображения пирушки, во время которой происходит "представление" каждого из портретируемых. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину. Групповой портрет под кистью Рембранта перерос в героический образ эпохи и общества. Середина XVII века - это время сложения его творческой системы, из которой многое уйдет в прошлое, и будут обретены иные, неоценимые качества. Он часто обращается к прежним произведениям ("Даная" 1636 г.). В этой картине он как бы вступает в полемику с мастерами Возрождения: обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Изменилась и манера письма: смелое, свободное. Огромную роль играет свет: световой поток как бы окутывает фигуру Данаи, она вся светится любовью и счастьем, этот свет воспринимается как выражение человеческого чувства. В древнегреческой мифологии Даная - дочь аргосского царя Акрисия (Аргос - город в Древней Греции на полуострове Пелоппонес), который получив предсказание, что погибнет от руки внука, запер ее в медной башне. Но бог Зевс, влюбленный в Данаю, превратился в золотой дождь и проник в ее покои. Первоначально Рембрант написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник заменил их потоком света, который льется из глубины. Много раз Рембрант переделывал эту работу. В 1772 г. прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II. В 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Реставраторы сделали все возможное, чтобы возвратить ее ценителям искусства. В период творческой зрелости, наполненной для Рембранта тяжкими жизненными испытаниями, он все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких людей (вторую жену Хендрикье Стоффельс, 1656 г., сына Титуса, 1657). Возможно, лучший из портретов Рембранта - "Портрет Яна Сикса" (1654). Прочно стоящая фигура Сикса, одного из друзей Рембранта, ученого, поэта освещена холодноватым рассеянным светом. Одухотворенное лицо спокойно и открыто. Его костюм удобен и элегантен. Особую живость образу придает жест руки, надевающей перчатку. Художники, глубоко чувствовавшие духовное в человеке, не раз создавали образы прекрасной старости - мудрой и возвышенной, он же изображал часто суровые, усталые лица бедняков, "согбенных" стариков и старух, слепых и увечных, но людей достойных, как мудрецов и царей. В этих портретах бездонность терпеливых, кротких, мудрых душ, проживших много жизней. У Рембранта в его портретах духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной человечности. Рембрант сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств. Его цвет "светозарен" потому что свет и цвет едины, его краски излучают свет. Это сложное взаимодействие света и цвета не самоцель, им создается определенная эмоциональная среда и психологическая характеристика образа. В 1656 году Рембрант был объявлен несостоятельным должником, все его имущество было продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама. В эти годы его поддержали верная Хендрикье и Титус, который начал торговать произведениями искусства. Мир мыслей и переживаний Рембранта в эту тяжелую пору раскрывается в портретах. Рембрант умел создавать "портрет-биографию". Наибольшей тонкости характеристик он достиг в автопортретах. Автопортретов дошло до нас около ста. Рисунков Рембрант оставил более двух тысяч. Автопортрет, который находится в Кельне, 1669 года самый поразительный. Здесь Рембрант выглядит старше своих шестидесяти лет, голова замотана, лицо морщинистое, на старческом лице - гримаса смеха. Рембрант смеется. Золотой свет озаряет торжественную и язвительную улыбку над старостью, бедностью, утратами и близостью смерти. Эпилогом творчества Рембранта можно считать картину "Возвращение блудного сына" (1668-1669 гг.). Эта картина - его главный шедевр, где с большой полнотой проявилась "эпическая высота" и живописное мастерство художника. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий дом, привлекал Рембранта давно. Им было сделано много офортов и рисунков. В этой группе - в фигуре упавшего на колени сына и возложившего руки на его голову старца - предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния.Эта "всечеловечность" делает сцену понятной разным людям всех времен и сообщает ей бессмертие.Скульптурно-выразительные позы, скупые жесты, эмоциональный строй колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона, здесь особенно поражает. От оранжево-красных тонов фона - это все единый, живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства. В последнее десятилетие жизни кисть Рембранта творила чудеса. Но самое сильное, самое неповторимое "рембрантовское" из средств его живописи - светотень. "Эта теневая среда, воздушная, пронизанная какими-то блуждающими огнями, отблесками, производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто бы и глубины времени". В старости Рембранта преследовали утраты: в 1663 году умерла Хендрикье Стоффельс, в 1668 г. умер двадцатисемилетний Титус. Умер Рембрант в 1669 году практически забытый всеми и в сильной нужде. Место его захоронения точно неизвестно - известно только, что он похоронен на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||