Любители хокку спровоцировали карандашный бумНовое издание сборника японского поэта XVII века Мацуо Басе оживило карандашную промышленность в Японии. Поклонники классических хокку покупают миллионы обычных деревянных карандашей, чтобы скопировать каллиграфический стиль Басе, воспроизведенный в книге, сообщает лондонская газета The Times. Одно из японских издательств выпустило знаменитый сборник Басе "По тропинкам Севера" необычным образом: к каждой странице со стихотворением или прозаическим отрывком прилагается страница кальки. Читателям предлагается в качестве медитации самостоятельно скопировать понравившийся фрагмент. За короткое время издательство распродало около миллиона экземпляров: копирование Басе мгновенно стало чрезвычайно популярным занятием. Самым удобным пишущим предметом для каллиграфических записей оказался деревянный графитовый карандаш. Приобретение навыков письма по книге Басе требует времени и усилий, и каждое стихотворение часто переписывают по нескольку раз. В результате спрос на карандаши в Японии вырос на 3,5 миллиона штук в месяц. Издатель новой книги "По тропинкам Севера" Шию Асаи так прокомментировала идею вкладывать кальку между страниц книги: "Мы всегда ищем что-то легкое чтения, когда перемещаемся в транспорте. Мы привыкли читать слишком быстро, и я предположила, что кому-то может захотеться противоположного". © Lenta.Ru Ха́йку или хо́кку — жанр традиционной японской лирической поэзии, с 1960-х гг. вошедший и в большинство западных национальных поэзий. Структура и жанровые признаки хайку
Поскольку жанр — это формально-содержательное единство, для хайку важны отличающие его смысловые характеристики. Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человека (его внутреннего мира, биографии и т. п.) с природой; при этом природа должна быть определена относительно времени года — для этого в качестве обязательного элемента текста используется сезонное слово киго. Чаще всего повествование ведётся в настоящем времени: автор представляет свои переживания. История хайку в Японии
Генетически восходит к первой полустрофе танка (хокку буквально — начальные стихи), от которого отличается простотой поэтического языка, отказом от прежних канонических правил. В своём становлении хайку прошло несколько этапов. Поэты Аракида Моритакэ (1465—1549) и Ямадзаки Сокан (1465—1553) видели в хайку чисто комический жанр. Заслуга превращения хайку в ведущий лирический жанр принадлежит Мацуо Басё (1644—1694); основным содержанием хокку стала пейзажная лирика. С именем Танигути Бусона (1716—1783) связано расширение тематики хокку. Параллельно в XVIII веке развиваются комические хайку, выделившиеся в самостоятельный сатирико-юмористический жанр сэнрю. В конце XVIII — начале XIX веков Кобаяси Исса ввел в хайку гражданские мотивы, демократизировал тематику жанра. В конце XIX — начале XX веков Масаока Сики приложил к хокку заимствованный из живописи метод «зарисовок с натуры» (сясэй), способствовавший развитию реализма в жанре хайку.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||