Книга Караченцова "Авось".

Книга Караченцова "Авось".

Один из самых любимых актеров Николай Караченцов сегодня дебютирует в качестве писателя. В Новинском пассаже будет представлена книга Караченцова под названием "Авось".

Правда, пока неизвестно сможет ли Караченцов присутствовать на собственном празднике – врачи ему не запрещают, но может помешать жара. Актер еще не вполне оправился после страшной аварии, в которую он попал в прошлом году.

Книгу Караченцова выпустило издательство Вагриус, тиражом 15 тысяч экземпляров. Как обещают организаторы, каждый, кто придет сегодня в Новинский пассаж, обязательно получит книгу с дарственной надписью автора.


Краткая биография:


Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. Отец - Караченцов Петр Яковлевич (1907-1998), художник-график, много лет проработал в журнале "Огонек". Мать - Брунак Янина Евгеньевна (1913-1998), балетмейстер-постановщик. Супруга - Поргина Людмила Андреевна (1948 г. рожд.), заслуженная артистка России.

Сын - Караченцов Андрей Николаевич (1978 г. рожд.), выпускник факультета международного права МГИМО.
Мир театра Николай открыл для себя в раннем детстве. Мама Николая в те годы заканчивала ГИТИС. Параллельно как балетмейстер-постановщик ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, таких как ГАБТ, Казанский музыкальный театр, Музыкальный театр Улан-Батора в Монголии и др. Часто на репетиции брала с собой и маленького Колю. Неповторимый дух театра, красота балетного искусства с первой минуты заворожили мальчика. Коля решил стать балетным танцовщиком. Со своей стороны, Янина Евгеньевна считала такое занятие "не для мальчиков". С трудом отговорив сына от его выбора, отвела Николая в одну из спортивных секций. На некоторое время о профессии артиста было забыто. Правда, увлечение пластикой и танцами осталось у Николая на всю жизнь.

С 10-го класса Караченцов вовсю занялся подготовкой к поступлению в один из московских вузов, причем отнюдь не театральный. В то время при Центральном детском театре была создана группа "Актив", которую набирали из старшеклассников московских школ. В обязанности "активистов" входило дежурство в здании театра и слежение за соблюдением порядка школьниками. "За компанию" вместе со своим другом в "Актив" попал и Николай Караченцов. Жизнь снова столкнула его с театром.

Благодаря появившейся возможности Николай не только пересмотрел весь репертуар ЦДТ. В Клубе Искусств при театре прослушал весь курс лекций для школьников, на которых "читали" известнейшие актеры того времени: Эфрос, Марков, Филиппов и др. Слушатели тех лекций если не связали позже свою жизнь с театром, то уж обязательно полюбили его всей душой. Вскоре при ЦДТ открылась и студия самодеятельности для школьников. Караченцов записался в нее одним из первых. Руководителями студии были Печников и Миньковская, которые стали для Николая первыми учителями актерского мастерства. Надолго запомнилось волнение и от первой в жизни сыгранной роли в спектакле "Фигаро". Тогда же Николай твердо решил стать профессиональным актером.
В 1963 году с блеском прошел три тура в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. С тех пор театр стал неотъемлемой частью жизни актера Николая Караченцова. Его учителями были именитые актеры-"старики": профессор Виктор Михайлович Монюков, Василий Осипович Топорков, Василий Яковлевич Станицын. Талант начинающего артиста сразу заметили. За первую же студенческую работу, Дахно в спектакле Панова "Метелица", Караченцов был удостоен приза "за лучшую мужскую роль". Особую оценку получила и его дипломная работа - Милославский в "Иване Васильевиче".

В 1967 году Николай Караченцов с отличием окончил Школу-студию. Обычно выпускников школы автоматически "распределяли" во МХАТ. Но в 1967 году в Московском театре имени Ленинского комсомола (с 1991 года - "Ленком") в связи с уходом с поста главного режиссера Анатолия Васильевича Эфроса сложилась катастрофическая ситуация недобора актерского состава. Новый главный режиссер театра Монахов обратился с письмом к руководству Школы-студии МХАТа с просьбой о помощи. Впервые за всю историю существования школы, в виде беспрецедентного "исключения", десять ее лучших выпускников были направлены в театр Ленинского комсомола. Так Николай Караченцов стал актером театра и за 30 лет творчества ни разу не "изменил" "Ленкому".
Среди первых работ Николая - постановки, поставленные еще Эфросом. Приход в 1973 году в театр Марка Захарова перевернул жизнь театра. После успешной пробы Николая в первом спектакле Марка Григорьевича "Автоград 21" (1973), Захаров пригласил актера на главную роль в своем следующем спектакле "Тиль" (1974). Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы: острые реплики, непривычно смелый текст, новые решения театральной постановки. Великолепно сыгранный Николаем образ Тиля - шута, хулигана и бунтаря - стал "кумиром" советской молодежи 1970-х. "Тиль" имел оглушительный успех. Постановка стала вехой в культурной жизни советского общества. С того времени имя Николая Караченцова стало известно всей стране.

Не меньший успех имела работа актера и в следующей постановке Захарова "Юнона и Авось" (1981). Граф Резанов в исполнении Николая - яркий и харизматичный образ путешественника, романтика и авантюриста, человека мужественного, волевого, в то же время ранимого и умеющего любить. Созданный им образ - настолько гармоничен, что тем более не случайным кажется фатальное совпадение имен и отчеств героя и актера.

Спектакль сразу же стал одной из самых знаменитых московских постановок. "Революционный" дух, новый жанр "рок-оперы" сделали "Юнону и Авось" классикой, культовым спектаклем 1980-х. Позже была выпущена и ставшая хитом аудиоверсия постановки. Вот уже 20 лет спектакль идет на сцене "Ленкома" и до сих пор собирает аншлаг.
В театре Николай Караченцов сыграл десятки ролей в постановках всех жанров: драмы, мюзиклы, комедии, рок-оперы. Его герои - совершенно разные по характеру, но всегда выразительные, запоминающиеся. Каждая роль актера - "прожита" и пропущена через себя. В каждой - огромная концентрация внутренней энергии и таланта актера. Среди работ Николая Караченцова - герои спектаклей "Автоград 21" (режиссер М. Захаров, 1973), "Тиль" Гр. Горина по мотивам Шарля де Костера (режиссер М.Захаров, 1974), "Звезда и Cмерть Хоакина Мурьеты "(режиссер М. Захаров, 1976), "Гамлет" У. Шекспира (режиссер А.Тарковский, 1976), "Жестокие игры" А. Арбузова (режиссер М. Захаров, 1979), "Юнона и Авось" А. Вознесенского и А. Рыбникова (режиссер М.Захаров, 1981), "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского (режиссер М. Захаров, 1983), "Школа для эмигрантов" Д. Липскерова (режиссер М. Захаров, 1990), "Sorry" А. Галина (режиссер Г.Панфилов, 1992), "Чешское фото" А. Галина (режиссер А.Галин, 1995), "Ясновидящий" по Л. Фейхтвангеру. Недавно увидела свет постановка пьесы Григория Горина "Шут Балакирев", в которой Николай играет роль Меншикова.

Актер начал сниматься с 1967 года. На протяжении десятилетий Николай Караченцов - одна из ярчайших звезд не только театра, но и кино. Известность как киноактеру и поистине всенародную любовь ему принесли роли в таких фильмах, как "Старший сын" (1975), "Собака на сене"(1977), "Трест, который лопнул" (1982).

Сегодня Николай Караченцов - один из "наиболее снимаемых актеров". В копилке актера - более 100 киноролей в картинах всех жанров: драма, приключения, комедия, детективы, исторические, музыкальные, детские фильмы и т.д. Актер снялся в картинах большинства ведущих режиссеров страны. Как театральные работы, так и киноперсонажи в исполнении Николая разноплановы, не похожи друг на друга. Ему с равным успехом удаются роли и "героев-любовников", и психологически сложные характеры. Все "каскадерские" трюки Николай всегда исполняет сам, без дублеров! Сегодня актер продолжает осваивать новые образы и жанры. Одной из последних работ в сериале "Досье детектива Дубровского" Караченцов пленил зрителей новым образом отечественного супермена.

Работа Караченцова в кино не ограничивается непосредственным участием в съемках картин. Актера часто и много приглашают для озвучивания зарубежных художественных кинолент. В частности, французский актер Бельмондо "говорит" исключительно голосом Николая Караченцова. Голос актера звучит и во многих мультфильмах для детей, таких как "Ловушка для Бамбра", "Пес в сапогах" и др.

Талант Николая Караченцова - поистине многогранен. Неизменным успехом и любовью слушателей пользуется его песенное творчество. Это - множество песен к различным фильмам и мультфильмам в исполнении актера. В частности, в кинофильмах "Белые росы", "Собака на сене", "Трест, который лопнул", в мультфильме "Пес в сапогах", во многих других. Всего в творческом активе - более 100 песен, в том числе выпущенных на дисках и кассетах: "Юнона и Авось" (1981); "Вечер современной музыки на стихи С.Есенина. Я московский озорной гуляка" (2000, "Письмо матери"/ "Капли"/ "Клен ты мой опавший"), "Давид Тухманов и Юрий Энтин. О многих шестиногих" ("Жук-Дровосек"/"Серенада-Цикада"/ "Назойливая муха"), "У Вас в гостях Дюймовочка, Красная Шапочка и знаменитый утенок Тим" (2001, "Красная Шапочка"/ "Знаменитый утенок Тим"/ "Профессор и блоха"), "Моя маленькая леди" и др.

В 1996 году вышел полный компакт-диск с песнями в исполнении актера "Сны и были Николая Караченцова".
Несмотря на насыщенный график работы, постоянные разъезды, съемки, репетиции Николай Караченцов успевает вести и активную общественную жизнь. Актера часто приглашают в качестве члена жюри различных конкурсов и фестивалей театрального и киноискусства. Николай Караченцов является председателем жюри Конкурса актерской песни имени Андрея Миронова.

Н.П. Караченцов - народный артист РСФСР (1989), член Российской академии кинематографических искусств. Избирался секретарем Союза театральных деятелей России.

Главное увлечение Николая Караченцова - теннис. Любимый вид спорта дает актеру необходимый заряд энергии и бодрости. Он не раз становился участником ряда теннисных турниров, в том числе "Большой шляпы", "Марко-Гаррос", за кубок "Большого колпака". Как-то даже сыграл партию с первым Президентом России Б.Н. Ельциным.

А еще Николай - заядлый автомобилист. Очень любит друзей, ценит настоящую мужскую дружбу.

Живет и работает в Москве.

Николай Караченцов: "Главное чудо - женщина"

Интервью Елене БАТЬКОВОЙ

Есть люди, которые заставляют поверить, что физическое совершенство человека - не миф. Один из них - Николай Караченцов. Спектакли и фильмы с его участием всегда становятся зрительскими хитами. Поклонникам, большинство которых - женщины, кажется, что их кумир не ведает усталости и депрессии. Он легко справляется с любыми самыми невероятными пластическими композициями на сцене, головокружительные трюки в кино исполняет без дублеров, а отбивая зажигательную чечетку, поет своим надтреснуто-хрипловатым голосом, никогда не теряя ритма установленного дыхания.

- Николай Петрович, расскажите, пожалуйста, о своих секретах выносливости и применимы ли они к прекрасной половине человечества. Наверняка строгие диеты, выверенный режим дня, грамотное медицинское обслуживание.

- К сожалению, вы обратились не по адресу, и я, вероятнее всего, не подхожу на роль героя вашего журнала. Я не придерживаюсь и никогда не придерживался никаких диет, питаюсь нерегулярно, пью крепкий кофе, сплю не более 4-5 часов в сутки и устаю смертельно от сумасшедшего ритма своей жизни. Очень хорошо понимаю женщин, ведь на них падает в нашем мире нагрузка зачастую куда более тяжелая.

- Но ведь чудес на свете не бывает. Наверняка чем-то приходится компенсировать последствия этого самого сумасшедшего ритма жизни. Как удается выглядеть всегда таким подтянутым, быстрым и легким?

- В какой-то степени моя "активность" и физическая форма - подарок природы. Но самое главное - та база, которая была заложена в детстве. И это - заслуга мамы. Сколько себя помню, мечтал стать профессиональным танцовщиком. Моя мама была балетмейстером, и я достаточно много ходил на балетные спектакли. Был зачарован красотой сказочного мира, населенного добрыми волшебниками, феями, мечтательными гордыми принцами. Но мама, зная, как непроста судьба артиста балета, отвечала: "Если бы ты был девочкой, я бы отдала тебя в балетную школу. Ты - мужчина. Выбирай себе другой жизненный путь". Так считала моя мама.

А для того, чтобы я рос крепким и здоровым, чтобы неуемная детская энергия имела выход, отдала меня в секцию по прыжкам в воду. Там с нами серьезно занимались гимнастикой и акробатикой. Результаты были неплохие, я побеждал на соревнованиях, входил в состав городской сборной по прыжкам в воду. Во всяком случае, быстрота реакций, координация, гибкость и растяжка - несомненно, результат детских тренировок.

Лет с тринадцати, когда я подрос, стал заниматься еще и большим теннисом. К тому же, мы, мальчишки и девчонки, лишенные компьютерных и телевизионных соблазнов, все свободное время проводили на улице. На Чистых прудах, где мы жили, нас собиралась целая ватага, и мы гоняли мяч, играли в стремительные подвижные игры. Думаю, что и сегодня мне помогает детская закалка.

- Видимо, не только детская. Вы постоянно играете в теннис, на турнире "Большая шляпа" вашим партнером по игре был сам президент Борис Николаевич Ельцин. А несколько лет назад преданные поклонники собирались посмотреть на ваши ежедневные утренние пробежки по Москве.

- Конечно, приходится тренироваться. Крепкая физическая форма, тренированное тело - одно из условий актерской профессии. Без тренировок я не сыграю, к примеру, в "Юноне и Авось" до конца. А если зрители увидят мою измотанность и усталость, то пора уходить из профессии.

Я действительно года два бегал каждый день и, кстати, чувствовал себя отлично. Так что о пользе регулярного ежедневного бега, которым, на мой взгляд, стоит заниматься не только мужчинам, но и прекрасным дамам, знаю не понаслышке. Потом бегать бросил. Да и негде в шумном центре Москвы бегать, а выезжать куда-либо в парк не хватает времени. Нужно поддерживать себя постоянно и регулярно: если бегаешь - то бегай, если тренажерный зал - то без пропусков и поблажек.

Я стараюсь заниматься на тренажерах. И занимаюсь, но преодолевая себя каждый раз. А вот с теннисной ракеткой я не расстаюсь никогда. Я фанатически предан этой игре, считаю ее совершенной. Сильный удар - как это эстетично и красиво. Отправляясь на съемки и гастроли, всегда беру с собой ракетку. И в Москве она всегда рядом - вдруг удастся вырваться поиграть. В других городах прошу по возможности поселить меня в гостиницах, рядом с которыми есть теннисные корты. Так что я предан теннису и играю при каждой возможности. Каждый человек должен иметь свое спортивное хобби. Моя жена Людмила много лет плавает, и ничто не заставит ее пропустить сеанс в бассейне.

- У вас редкая и замечательная семья. Какова, на ваш взгляд, роль жены и матери? И, вообще, как вам удалось так долго и счастливо, более четверти века, прожить с одной женой?

- Моя жена - талантливая актриса нашего театра "Ленком" Людмила Поргина. Мы встретились почти тридцать лет назад. Тогда, во время первой встречи, нам показалось, что мы созданы друг для друга и сможем пройти вместе по жизни. Так и случилось. Мы никогда не перекладывали ответственности друг на друга. Каждый выполнял в семье то, что мог, и то, что считал нужным. Каждый старался принимать решения, которые помогут другому. Это создавало здоровый климат в семье и помогало сохранить душевное здоровье.

Когда родился наш сын Андрюша, Людмила получила предложение участвовать в съемках фильма. Роль была главная, она была чрезвычайно интересна Людмиле. Но в это время я постоянно работал, денег на няню не было, да и не хотелось бросать крошечного сына. Людмила приняла решение - отказаться от съемок и воспитывать Андрюшу. Я не настраивал ее. Отлично понимал, что значит такое предложение в актерской биографии, в самом начале профессионального пути. В определенном смысле, Людмила пожертвовала своей актерской карьерой во имя семьи.

Муж и жена постоянно "притираются" друг к другу. Это интересный процесс срастания. Наступает такой момент, когда жена становится твоей неотъемлемой частью. Без Людмилы моя жизнь - уже не моя. Хотя сказать, что все двадцать пять лет были только счастьем и радостью, конечно, глупо и неправда. Разное бывало.

Я думаю, что самым важным для женщины остается вырастить детей. Женщина должна сделать свой выбор исходя из интересов детей. Ребенок всегда должен ощущать внимание со стороны родителей

- Вы, Николай Петрович, видимо, испытывали недостаток этого самого внимания, ведь в детстве нередко жили в интернате.

- Вы знаете, наверное, многое зависит и от самого ребенка. Ему должна быть создана обстановка, при которой он не будет ощущать себя ненужным. Ведь ребенок может быть одиноким и тогда, когда мама с папой рядом. В моей жизни сложилось так, что мы жили вдвоем с мамой. Это была наша семья. Мама всегда разговаривала со мной как с равным. Она просила моего совета, мы вместе решали все вопросы. И тогда, когда мама уезжала на работу в другие страны и города, я отлично понимал, что мое пребывание в интернате необходимо для нас обоих. И оно временно. Знал, что мама постоянно думает обо мне. Я не испытывал душевных травм. Мне кажется, что, если бы мама почувствовала, что я сильно страдаю, она бы не уезжала.

- Умеете ли вы готовить и какие блюда любите?

- Нет. Я готовить не умею и из еды никогда не делаю культа. Мои вкусы и пристрастия в еде исключительно просты. Люблю картошку с селедкой, макароны по-флотски, домашние котлеты. Готовит в нашей семье жена. И готовит очень вкусно. Мне остается только подогреть пищу. С этим я справляюсь.

Из экзотических блюд мне нравится мясное ассорти - фирменное блюдо латиноамериканской кухни. Мелко нарубленное мясо разных сортов, обжаренное на быстром и мощном огне до золотистой корочки. Его подают с разными приправами.

- Вы производите впечатление человека, получающего от жизни радость. Как предпочитаете отдыхать?

- Радость приносит мне работа. И не подумайте, что только мне. Если кто-нибудь из актеров скажет вам, что устал от количества театральных ролей и предложений в кино - не верьте. Он неискренен. В нашей профессии самое страшное, когда ты невостребован. Так что, я счастлив.

К сожалению, я отдыхать не умею. Не отдыхал уже более десяти лет. За это время только один раз выехал на отдых в Испанию. Получилось дней пять-шесть. Зато я внимательно слежу, чтобы моя семья отдыхала. Женщины - существа хрупкие и нежные, и они просто обязаны иметь полноценный отдых.

Я же заряжаюсь от самой динамики жизни. Иногда мне кажется, что если я остановлюсь, то потеряю себя и не смогу войти в ритм.

- Николай Петрович, это интересные рассуждения, но ведь человеческому организму нужны полноценный сон, перерывы в работе, отдых. Человеческие возможности имеют определенные границы и свойства.

- Я хорошо восстанавливаюсь. Отлично сплю везде. Я не знаю, что такое бессонница в поездах, самолетах, в шумных залах ожиданий аэропортов и вокзалов. Могу прекрасно заснуть в перерывах между съемками. Иногда режиссеры говорят: "Уберите все горизонтальные предметы, на которые можно прилечь. Не давайте Караченцову ложиться, а то в кадре у него будет заспанный вид". Я действительно могу моментально крепко уснуть даже на минут пять-десять и "очнуться" бодрым и свежим.

- Вы - видный мужчина и окружены толпами женщин: на сцене и в кино - актрисы, около театра поджидают поклонницы. Как вы относитесь к женскому возрасту? Имеет ли для вас значение тот факт, что дама, которая рядом с вами, подтянула кожу, вшила полимер в грудь и улыбается пухлыми губами, в которые введены гели? Должна ли женщина прибегать к этим ухищрениям?

- Из чудес, придуманных природой, главное - женщина. Выше чуда нет. Для меня не имеет ровным счетом никакого значения, что и куда она вшила, если я этого не замечаю. Женщине, скинувшей десяток лет и сумевшей продлить свою молодость, - честь и хвала. Только сделано это должно быть мудро - чтобы окружающие ничего не поняли. Особенно мужчины. Нам не стоит ничего знать.

И еще. Черты лица не должны быть изменены, потому что натянутая маска хороша в цирке или в театре кабуки, а в жизни внешность должна оставаться естественной и милой. Согласитесь, семидесятилетняя куколка с пергаментным лицом - это смешно и грустно. Прекрасными дамами, а отнюдь не старухами, оставались до конца Фаина Раневская, Софья Гиацинтова, Анна Дурова. Так что дело не в возрасте, указанном в метриках, не в шелковистости кожи, а в молодости души. Хоть и звучит это тривиально. Если хотите, талантливость личности и в том, чтобы жить в ладу со своим возрастом, своей внешностью, своим временем.

- Ваше отношение к докторам и лекарствам?

- Нашей медицине со мной повезло. Я очень послушный и доверчивый пациент. Никогда не подвергаю сомнению их методы лечения. Правда, доктора не могут по достоинству оценить мою веру в них - обращаюсь в поликлинику я нечасто. Только по острой необходимости. За последние годы это случалось несколько раз и было связано с травмами и проблемами с голосом.

Мой перетруженный голосовой аппарат перестал мне подчиняться. И тогда я отправился к докторам и с уникальным послушанием ходил на процедуры, назначенные специалистом: специальные впрыскивания, инъекции, физиопроцедуры, по часам пил горячее пиво и растворы меда. Лечение мне помогло, так что вера в медицину еще более укрепилась. А чаще всего я спрашиваю не врачей, а опять-таки женщин: "Голова болит, что бы мне принять?". И прекрасные феи растворяют какой-то порошок, и я его выпиваю. Голова, действительно, проходит. Так что я - человек доверчивый.

Елена БАТЬКОВА
«Женское здоровье»

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru