«Русская неделя»: другая версияSotheby'sЗавершились «русские торги» в Лондоне. Heсмотря на значительное падение акций на русской торговой бирже аукционы поставили новые рекорды. Sotheby's выручил £29 420 000 ($55 380 000) – больше, чем за весь предыдущий год. Bonhams получил £4 000 000 и MacDougall – £2 900 000. Залы аукционов были заполненены, в основном, русскоговорящей публикой, которая съехалась из России, Украины, Германии и других стран Европы. Эта «русская неделя» в Лондоне ознаменовалась повышенным интересом к современному искусству, а искусство 1970–1980 гг. пользовалось особым спросом. Только дом Sotheby's поставил в эти дни семь рекордов. Топ-лотом на аукционе 31 мая стали парные фарфоровые вазы, созданные на Императорском фарфоровом заводе в 1835 г., – подарок царствовавшего тогда Николая I британскому послу в России Джону Ламбтону (John Lambton). Вазы достались новому владельцу, торговавшемуся по телефону, за £2 808 000. Полотно «Варяги на Днепре» Ивана Айвазовского , созданное на редкую для художника тему истории досредневековой Руси, ушло с молотка за £1 550 000 (£1 744 000 включая комиссионные). Это абсолютный рекорд – самая высокая цена когда-либо заплаченная за работу этого художника. «Вид Ореанды на южных берегах Крыма» (1833) Никанора Чернецова (1804–1879) был куплен за £750 000, что более чем в два раза превысило максимальную оценочную стоимость. «Ольховая роща» Бориса Анисфельда была продана за £510 000, более чем в три раза превысив эстимейт. «Последний день» Борисова-Мусатова был продан за £620 000 при оценочной стоимости £200 000–300 000. Полотно «Рыбаки в солнечный день» Константина Коровина – за £750 000, при эстимейте £500 000–700 000, «Закат на Черном море» Михаила Ларионова – за £700 000. «Пляску свах» Федора Юона приобрели за £500 000 при оценочной стоимости £300 000–400 000. Коллекционеры активно соревновались за право обладания лотами из стринга агитационного фарфора. Во время продажи фарфорого блюда «Дерзай, дерзай, дерзай» (1921) в зале Sotheby's произошло нечто: лот уже был продан одному из покупателей в зале за £53 000 (при оценочной стоимости £10 000–15 000), как вдруг другой участник торгов стал ругаться с аукционистом и махать падом, доказывая, что он хотел купить блюдо, а его бид не заметили. Благодаря этому инциденту одно из последующих предложенных к продаже фарфоровых блюд было продано за £48 000, что в более чем в 9 раз дороже его максимальной оценочной стоимости (эстимейт £3000–5000). Неожиданностью для организаторов стал интерес коллекционеров к современному искусству 1970–1980 гг. Так, «Натюрморт с тремя кувшинами» (1976) московского метафизика Дмитрия Краснопевцева, имя которого стоит среди первых имен советских нонконформистов, ушел за £450 000 при оценочной стоимости £25 000–30 000. Это – тоже рекорд Sotheby's – самая большая сумма, заплаченная за работу нонконформиста. Работу Франциска Инфантэ «Выстраивание замка» купили за £120 000 при эстимейте £20 000–30 000. Альбом Ильи Кабакова, самого известного и почитаемого современного российского художника на Западе, купили за £220 000 при эстимейте £18 000–25 000. Диптих другого московского концептуалиста Эдуарда Гороховского (1929–2004) «Мозаика» при эстимейте £40 000–60 000 ушел с молотка за £150 000. В итоге все 36 лотов, относящихся к современному искусству, были проданы на аукционе за сумму более чем в £2 100 000, что говорит о прогрессе в среде коллекционеров русского искусства, так как столь высокая оценка произведений нонконформистов предполагает наличие знаний о тенденциях и течениях на современном антикварном рынке. BonhamsBonhams, для которого минувшие «русские торги» лишь вторые, выручил с них £4 000 000. Топ-лотом стало полотно Константина Коровина «Лето в Гурзуфе» которое продалось за £397 000 против £250 000 (максимум оценочной стоимости). Диптих Николая Рериха превысил более чем в пять раз свою максимальную оценочную стоимость и был продан за £196 000. Пользующийся большим успехом Айвазовский был продан за £173 000. Также за работу «Глаза, нос и уши» современного художника Сергея Васильевича Волкова (родился в 1956 г.) на аукционе активно торговались женщина с телефоном и телефонный биддер. В итоге триптих был продан за сумму £134 000. Серебрянная спичечница от Фаберже была куплена за £45 000, что более чем в одиннадцать раз превысило ее максимальную оценочною стоимость. Также на акционе пользовался большим успехом фарфор. Иногда лоты этого стринга превышали оценочную стоимость более чем в 10 раз. Прим. редакции – все вышеназванные суммы приводились без учета комиссионных процентов. (выделить фразу курсивом) MacDougallМолодой амбициозный аукционный дом MacDougall выручил с «русских торгов» £2 600 000. Топ-лотом на аукционе стало полотно Константина Коровина «Женщина с гитарой», оно продалось за £442 900 000 (Прим. ред. – здесь и далее цены приводятся с учетом комиссии) при эстимейте £150 000–200 000. Плакат Родченко 1923 г. из знаменитой рекламной кампании «Не покупаю нигде кроме, как в Моссельпроме» ушел за £146 365 000. Продолжают пользоваться успехом у коллекционеров и обнаженные женские образы. Так «Обнаженная напротив зеркала» Сергея Иванова превысила более чем в пять раз свою максимальную оценочную стоимость и была продана за £86 450. Великолепные «Пильщики» Петра Кончаловского были реализованы за £123 500. Интересно, что на высоких ценах и новых рекордах на аукционах «русской недели» никак не отразось падение на 12% акций на русской торговой бирже в прошлом месяце. Это самый большой месячный спад, зафиксированный с апреля 2004 г. Скептики прогнозируют, что если курс акций и дальше будет падать, то основные покупатели российского антиквариата будут менее заинтересованы вкладывать деньги в искусство. Следущие русские торги состоятся уже этой осенью и обещают быть очень интересными. В борьбу за рекорды вступит давний конкурент Sotheby's – дом Christie`s
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||