ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В БАРОККО (часть 1)Реализм является в эстетике одним из самых сложных и неоднозначно трактуемых понятий. Среди специалистов преобладают, в основном, два подхода к понятию реализма.Одни из них понимают реализм как метод, способ репрезентации художественного произведения. Реалистический способ изображения может проявляться в искусстве в любое время, в любую эпоху и не ограничивается ничем. Другие ограничивают существование реализма временными рамками, позиционируя его как стиль. При таком подходе можно говорить о том, что реализм как стиль, зародился в недрах искусства Барокко и продолжал свое развитие в критическом реализме ХIХ века, импрессионизме и, наконец, в соцреализме ХХ века. Что такое Барокко и каким образом в нем сформировался реализм? В границах 1550 – 1750 гг. в европейском искусстве появляется новый стиль художественного освоения действительности, названный впоследствии Барокко. Наиболее полное раскрытие и историческое формирование этого термина можно увидеть у В.Г.Власова. Оно восходит к итальянскому barocco через испанское bar-ruecco от португальского barocco – причудливый, неправильный, дурной, испорченный. Изначально жаргонное словечко ''барокко'' использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной искаженной формы. Но уже в середине XVI в. это слово появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях слово ''барокко'' появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Оно долго не могло стать названием стиля. Ещё в 1904-1905 гг. крупнейший французский исследователь С. Рейнак как бы не замечает этого стиля (тоже самое имеет место и в капитальной ''Истории искусств'' Петра Гнедича, написанной в этот же период, где Возрождение ''растянуто'' до XVIII века). И хотя это была целая эпоха в развитии европейского искусства, С.Рейнак лишь вскользь и пренебрежительно вспоминает о ''суетливом иезуитском стиле'' как о не имеющем никаких достоинств и являющимся ''умственным заблуждением''. Первым сделал слово ''барокко'' типологической категорией швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин. В книге ''Ренессанс и барокко'' (1888), написанной им в Риме, Вёльфлин определил Барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля; первой стадией такого развития является архаика, второй – классика, третьей, соответственно, – барокко. Истоки возникновения этого мирового стиля трактуются разными авторами по-разному. Считается, что решения Тридентского собора, противопоставившие европейцев-католиков протестантам, заложили основу ''стиля иезуитов'', как иногда называют Барокко (Тридентский собор – 19-й Вселенский собор католической церкви, проходивший с перерывами в течение 1545 – 1563 гг. в г. Тренто (лат. Tridentum) и в Болонье). Считается, что решения Тридентского собора стали программой Контрреформации. Христиан Норберг-Шульц в статье ''Искусство убеждения'' пишет: ''В целом можно сказать, что искусство и архитектура Барокко являются продуктом Контрреформации, основу которой составлял воцарившийся в 17 в. дух рационализма… Связанное с Контрреформацией барочное искусство Центральной Европы выполняло двойную роль. Во-первых, перед ним стояла задача приобщения народа к христианству, и потому с самого начала оно ассимилировало местные традиции и верования, стремясь войти в повседневную жизнь людей; во-вторых, оно должно было убеждать народ в могуществе хранителей веры. Искусство Барокко должно было найти подход к каждому, поэтому оно вобрало в себя черты народности и величия''. Италия, родина Возрождения, сыграла огромную роль в распространении Барокко в странах Европы. Но его истоки не ограничиваются этой страной. Есть веские аргументы в пользу того, что Барокко как мироощущение, как состояние ума одновременно зародилось во многих европейских странах, имело своих приверженцев даже в таких отдаленных от Европы государствах, как Иран эпохи правления шаха Аббаса I (1587 – 1629 гг.), Китай начального периода правления династии Цин и Япония времен драматурга Тикамацу (1653 – 1725 гг.). (Питер Скрайн.Эпоха роскоши и смятения. Курьер ЮНЕСКО) Стиль Барокко, возникнув в Италии в начале XVII в., в следующем столетии получает широкое распространение в Испании, Португалии, Фландрии, Латинской Америке, Австрии, Чехии, католических княжествах Германии, в XVIII в. проникает в Польшу и Россию. Характерное проявление чешского, или богемского Барокко – богемское стекло, пышные граненые и гравированные кубки, оказавшие влияние на голландское, английское и российское стеклоделие. Национально окрашеннные варианты Барокко были в Голландии, Франции и Англии. Барочный стиль получает преимущественное распространение в католических странах, наиболее полно отразившись в живописи и прикладном искусстве. Однако не везде он развивался с равной интенсивностью. Протестантские страны (Голландия, Англия, Североамериканские колонии) были почти незатронуты Барокко, а во Франции в это время распространяется классицизм.Глобальная перестройка ценностных установок эпохи, интенсивная работа культурного самосознания сформировали следующие основополагающие черты стиля Барокко: видение мира как метаморфозы, акцент на парадоксальности в восприятии действтельности, подчеркивание её ожесточенной динамики, безличной стихийности. Патетика и внутренняя раскованность образного строя Барокко, бесконечная вариативность, перетекание и самодвижение его форм сделали этот стиль синонимом самой движущейся, трансформирующейся культуры. В данном смысле Барокко может рассматриваться как вневременное явление, как вечный антитезис классицизму. Обратимся к швейцарскому искусствоведу Генриху Вёльфлину (1864 – 1945 гг.), который выделяет 5 осн. различий между барочным и классическим стилями:
Если классическое искусство, наследуя античный антропоморфизм, обращалось к душе и сердцу человека, то в эпоху Барокко такой наивный гуманизм был отринут. Произведения барочной архитектуры, живописи, скульптуры духовны, возвышенны, экстатичны, но одновременно грубы, бесцеремонны. Художники Барокко возвратили искусство к первобытной лапидарности. Драматизм стиля Барокко заключается в столкновении языческого мироощущения и чувственности, накопленной эпохой Возрождения, с духовными порывами, откровениями, стремлением вырваться за физические пределы материи. Романтичность Барокко, его ценносто-экспрессивная направленность – один из важнейших признаков барочного стиля. ''В отличие от классицизма, барокко сделало доминантой творчества экспрессию, эмоциональную выразительность образа'', – уточняет патриарх отечественной эстетики М.С. Каган . Главная художественная идея Барокко, в сущности, невыполнима: с одной стороны – создание общей иррациональной, мистической атмосферы, а с другой – стремление сделать тайну и чудо осязаемыми, предельно чувственными, материальными, чтобы ''можно было руками потрогать'', стремление ''изображать несуществующее как существующее'', если выражаться словами немецкого философа Теодора Адорно. Отсюда отталкивающий натурализм или уникальное сочетание чувственности и классичности с идеализмом и мистикой. Следующим немаловажным признаком Барокко можно назвать его театральность, фантастичность, стремление к символу. Символическое толкование окружающих реалий привело к расцвету аллегории, анаграммы, эмблемы в различных литературных жанрах, театре, бытовом поведении, живописи и скульптуре. Аллегоризм принимает особо усложненные формы в искусстве Барокко. Вот как пишет об этом периоде (начале XVII в.) Мишель Фуко: ''…это особое время бутафорий, комических иллюзий, театра раздваивающегося и представляющего театр, quiproquo, снов и видений, это время обманчивых чувств; это время, когда метафоры, сравнения и аллегории определяют поэтическое пространство''. Посредством неожиданных сопоставлений, сравнений, метафор, инверсии, точно также, как в формальных приемах ракурсов, эффектах светотени – анаморфозах (обманах зрения), художники Барокко создавали особую фантастическую атмосферу несоединимого и небывалого. Возникали новые смысловые связи, олицетворения, исторические иллюзии, ассоциации и тем самым расширялись возможности искусства, ломались традиционные жанровые преграды. Воображению художника было тесно в пределах одного архитектурного сооружения или рамы картины. Театрализация захватила человека не только в искусстве, но и в его жизненном пространстве. Духовная экзальтация, выражавшаяся в живописи, скульптуре и архитектуре, порождала драматизм, напряженность, гигантизм художественных форм.И потому следующим признаком искусства Барокко можно назвать масштабность, избыточность средств и форм. В.Власов отмечает, что ''для искусства барокко характерна ''боязнь пустоты'' (лат. horror vacui). И это не просто красивая метафора, а последовательно проводимый принцип формообразования''. Отсюда такие основополагающие признаки Барокко, как пышность, великолепие, попытки достичь сверхъестественной красоты, стремление к грации, динамизму, декоративной нарядности и напряженности пластических и изобразительных форм. ''Тем, что Барокко носит декоративный характер, сказано ещё не всё. Барокко – это decorazione assoluta (абсолютная декорация – итал.), словно освобожденная от всякой цели, в том числе и театральной, и установившая собственный формальный закон…Как-то не пристало адресовать упреки в ''гипсовости'' высокохудожественным произведениям Барокко – податливый материал как нельзя лучше отвечает формальному априорному принципу абсолютной декорации. Благодаря неустанно развивающейся сублимации в таких произведениях великий мировой театр, theatrum mundi (театр мира – лат.) стал theatrum dei (''театр Бога''), чувственный мир превратился в спектакль для богов'' (Т.Адорно. Эстетическая теория). Иллюзорное пространство в церкви или палаццо как продолжение пространства реального, с ''выводом'' его в бесконечность небесных сфер, наполненных ангелами, святыми и аллегорическими фигурами, создавали фрески и плафоны Аннибале Карраччи (1560 – 1609 гг.), Пьетро да Кортона (1596 – 1669 гг.), Джованни Гаулли (1639 – 1709 гг.), Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770 гг.). Художники-иллюзионисты объединяли архитектуру, скульптуру и живопись в единый театрально-зрелищный ансамбль, перенося зрителя в мир фантазий, символов и аллегорий, одновременно впечатляя и подавляя визуальными эффектами. Граница между искусством и реальностью стиралась. ''Стиль Барокко появился в Западной Европе, когда утверждалась концепция природы как единого целого, гармоничного и познаваемого. Рационализм придал ей определенность, связанную с растущим стремлением овладеть реальностью. Родилось убеждение, что природу можно воспроизвести: имитация реальности неразрывно связана с ее познанием''.(Э.Глиссан.Философия искусства Барокко. Курьер ЮНЕСКО, М., 1987). Идея рациональной познаваемости мира подпитывалась предположением, что за внешней оболочкой вещей кроется их глубинная суть – некая абсолютная и, главное, достижимая истина. На этой почве только и могли зародиться предпосылки для развития реализма в таком виде, который позволил специалистам впервые позиционировать его как стиль. Об этом читайте во второй части, которая готовится к публикации. Однако, Барокко вызывало не только восхищение. В середине XVIII в. с началом эпохи неоклассицизма и французского Просвещения оно стало внушать ужас. Ж.-Ж.Руссо считал этот стиль проявлением дурного вкуса и ''искажением прекрасного'', да и не он один. Даже романтики начала XIX в., поклонники готики, считали его нелепым. Писатель В.Гюго, воспевавший и античную, и готическую архитектуру, назвал собор Св.Петра в Риме ''Пантеоном, нагроможденным на Парфенон'', а Стендаль замечал : ''Если иностранец, придя в собор Св.Петра, вздумает осматривать все, у него начнется сильнейшая головная боль''. Характерным примером может служить также любимый живописцами Барокко сюжет ''Кающаяся Магдалина''. В нем странно соединялись набожность и эротичность. Остроумный наблюдатель Дж.Морелли писал про такие картины, что они представляют ''Венеру в иезуитском стиле'' (данные по В.Г.Власову). ''Некоторые искусствоведы склонны видеть в Барокко не только европейский феномен, а своего рода ''культурную постоянную'', которая прослеживается на протяжении всей истории искусства. Действительно, за пределами Европы и Америки, в столь отличных друг от друга культурных регионах, как Персия, Китай, Япония, Кампучия, также возникали сходные с барочными формы художественного выражения. …Да и в наше время кризисов, потрясений и пошатнувшихся верований, современный человек тоже не может не ощущать своей духовной близости к определенным формам искусства и культуры XVII столетия. …Поэтому некоторые считают Барокко некоей особой категорией в мировой эстетике, признавая тем самым его поистине всемирное значение'' (Э.Глиссан. Философия искусства Барокко). Неувядающая декоративность Барокко жива и поныне. По сути дела оно стало всеобщим ''стилем роскошной жизни''. ''Остается только удивляться, каким поразительно мощным, грандиозным явлением обернулось в истории искусства стремление художников разных эпох и народов к свободе мышления, высвобождению духа из оков материи – явлением, изначально названным смешным и глупым жаргонным словечком ''барокко'' (Власов). Литература: Адорно Т. Эстетическая теория
Журнал «Курьер ЮНЕСКО», Москва, 1987:
Автор статьи: Евгений Несмеянов - ampix@list.ru Источник: http://www.artrussian.com/liter/news/realism-baroque.html
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||