Модернизм в искусствеМОДЕРНИЗМ В ИСКУССТВЕ (от франц. moderne - новейший, современный) - понятие, обозначающее течения художественной практики, сложившиеся в первые десятилетия XX века (кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, конструктивизм, поп- арт и др.) и развивавшиеся вплоть до Второй мировой войны. Рождение модернизма обозначило важный водораздел в развитии художественного сознания человечества, глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства. Это, однако, не обернулось рождением в начале века нового всеобъемлющего стиля, становлением приемов выразительности, ведущих к сложению устойчивых и общезначимых художественных форм. Напротив, культура модернизма явила многообразие мозаичных, не укладывающихся в единую формулу художественных поисков. Принципиальное отличие художественных процессов модернизма состоит в том, что разнородные художественные течения развиваются в его рамках не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимаются как равноправные. Весь узел проблем, с особой силой потрясший традиционные устои в культуре и искусстве начала столетия и породивший искусство модернизма можно определить как кризис веры в рациональное устройство мира. Новая картина мира (опыты по расщеплению ядра, возникновение теории относительности, развитие психоанализа) не вооружила, а разоружила человека, резко усилив в его представлении долю нерациональных факторов, правящих миром и лежащих в основе существующего. Французская писательница и теоретик Н.Саррот точно обозначила искусство модернизма как "эру подозренья", связанную с падением доверия к говорящему языку традиционных художественных форм как со стороны творцов, так и публики. Привычные опыты "выстроенных рассказов" стали казаться верхним слоем, маскирующим действительность вместо того, чтобы обнажать её. Точно прорисованные персонажи, как их понимал старый роман, уже не способны вобрать в себя всю современную психологическую реальность. Психологический элемент, подобно живописному, незаметно освобождается от предмета, с которым был нераздельно слит, и стремится в искусстве модернизма к самодостаточности, к тому, чтобы обойтись, насколько это возможно, без опоры на внешнюю предметность. Художественная практика модернизма породила идеи о "необязательности пребывания искусства в рабстве у действительности", о возможности художественного творчества генерировать смыслы внутри своего языка, извлекая их из интонации, тембра, света, цвета, красок, линий, движений, ритмов, контрастов и т.д самих по себе. Важно, вместе с тем, понимать, что новая позиция художника была порождена не потребностью мистифицировать публику, а найти замену набившим оскомину приемам искусства, не адекватным духу времени и новому чувству жизни. Доминантой нового искусства выступает нечто расплывчатое и неуловимое, рядоположенное неопределимости самой жизни. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии, фантомы, модальности. Многомерность новой художественной оптики отказывается от помощи узнаваемых и давно адаптированных образов. Вторжение "неклассических форм" в изобразительное искусство, музыку, литературу первоначально воспринималось как однозначный признак смерти искусства, как разрушение чего-то очень важного, что ещё сохраняла в себе художественная практика конца Х1Х века. Безусловно, модернизму был присущ сильный пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он также был созидательной работой, своего рода "культурной ретортой". Энергия Модильяни, Пикассо, Шенберга, Пруста, Кандинского, Джойса, Шагала и других авторов, не наследующих формы классического искусства, была устремлена на выработку адекватного художественного облика эпохи, явилась броском в будущее. Модернизм строит свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности, а мобилизуя внутрихудожественные ресурсы; но и эти осознанные усилия потребовали колоссальной работы, приведшей в итоге к установлению новых отношений человека и мира. С одной стороны, модернизм ощущал бесконечность и невыразимость современной реальности, невозможность ее объять уже имеющимися поэтическими формулами. С другой - его усилия были ознаменованы значительным обогащением лексическо-выразительных средств "говорящего" языка искусства, стремлением превзойти эпоху в непреложных и емких формах художественной речи, побеждающих апокалиптическую психологию. В этом отношении принципиально различна суть художественного творчества модернизма и постмодернизма. Искусство модернизма ещё означало сохранение надежды, стремилось несмотря ни на что продолжать быть посредником между человеком и миром, вырабатывать адекватные времени ориентации. Напротив, в созданная и воплощенная постмодернизмом пародия на все предшествующие эпохи проявилась в культе аутентичности самой по себе, в стремлении мыслить все творческие проявления как игровую сферу, в абсолютизации самоутверждения как такового, не задаваясь вопросом, имеются ли точки сопряжения между художественной деятельностью и картиной мира. Таким образом, созидательная характер искусства модернизма несомненно противостоит творчеству постмодернизма с его игрой уже состоявшимися художественными формами.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||