Еноты на красной дорожке

Еноты на красной дорожке

Каннский фестиваль: Уиллис и Куценко представили одного енота, автор «Донни Дарко» запутался, Каурисмяки рассказывает анекдоты.

Перед большими премьерами красное покрытие подновляют – истоптанную часть убирают, кладут свеженькое. Покрытие, использованное в Канне, по идее, надо бы отправлять на фестиваль классом пониже, оттуда – еще пониже, чтобы этот коврик закончил свою жизнь где-нибудь в провинциальном доме культуры. Вчера его топтали Оливер Стоун, Чарли Шин, Уилем Дефо, Том Беренджер, Сара Мишель Геллар, Авриль Лавинь – и Брюс Уиллис, приехавший на каннскую премьеру мультика «Лесная братва» и позировавший в обнимку со всеми, кто озвучивал героя этого мультика в разных странах. Да, и с Гошей Куценко тоже. Ну не совсем в обнимку, но два разноязыких воплощения одного енота стояли рядом.

Русский день в субботу прошел тихо и мирно, главным открытием стал документальный фильм «Трансформатор» Павла Костомарова и Антуана Каттена. Фильм трехлетней давности, его уже показывали на небольших фестивалях, полное название, появляющееся на экране: «По дороге из Питера в Москву мужики уронили большой тяжелый ТРАНСФОРМАТОР», – в сущности, исчерпывает сюжет этого шестнадцатиминутного матерного шедевра.

Мужики действительно уронили трансформатор весом 250 тонн, и теперь сидят его стерегут, чтобы прибор не растащили. Сидят три месяца. Ничего не происходит, разве что оба становятся чуть пьянее с каждыми титрами «Прошло две недели». Двое алкашей в ожидании Годо.

Сейчас Костомаров и Каттен снимают фильм о том, как Алексей Герман работает над «Трудно быть богом», и говорят, что сами себя ощущают героями «Трансформатора»: проходят две недели, два года, а никто за трансформатором не приезжает.

В конкурсе показали громоздкую антиутопию Ричарда Келли «Сказки Юга», фильм, с которого киноманы уходили толпами, а меломаны сидели и ловили свой аудиокайф. Автор «Донни Дарко» писал сценарий «Сказок» года четыре, причем уверяет, что с каждой переработкой сценарий становился все более политизированным. В результате получилась большая куча уцененных маек, как на вещевом рынке, и на каждой майке запечатлена какая-нибудь идея:

неомарксизм, нехватка топлива, ядерный взрыв, ветераны войны в Ираке, «Глубокая Глотка-2», безумные ученые, четыре порнозвезды в роли ведущих политического ток-шоу, полицейский, кинозвезда, путешествие во времени, наблюдение за всеми гражданами страны, Бог.

Слишком много героев, которые сами не понимают, что они делают. Слишком сложный сюжет, в котором можно разобраться, лишь прожив в нем четыре года. Воннегутовские интонации, к сожалению, слышны лишь в последних 15 минутах фильма – если оставить только первые пять и последние 15, получилось бы гениальное кино с понятным сюжетом. Общая картина никак не выстраивается.

Точнее, не выстраивалась бы, если бы мы не смотрели «Донни Дарко». Тот фильм – своеобразное Евангелие, история человека, осознанно приносящего себя в жертву ради других людей, и главным достоинством «Донни Дарко» было то, что эта идея ни разу не проговаривалась.

В конце «Сказок Юга» рассказчик, изуродованный солдатик в исполнении Джастина Тимберлейка, впрямую объясняет, что рассказывал он историю второго пришествия, а новым Мессией был его лучший друг.

То ли Келли стало обидно, что не все прочитали в «Донни Дарко» этот подтекст, то ли он просто зациклен на идее второго пришествия и теперь всю жизнь будет писать Евангелия с тем, чтобы в конце концов их можно было бы собрать воедино и положить вместе с Библией в каждом гостиничном номере.

У героя Тимберлейка, кстати, шрам на морде почти такой же, как у героя Беренджера из «Взвода» Оливера Стоуна. «Взводом» вчера закончился каннский день, а перед этим Оливер Стоун представлял 20 минут из своего «World Trade Center», который должен выйти в августе.

Во вступительной речи режиссер сказал, что он пытается запечатлеть историю, и еще какие-то слова о правде и подвиге. И попросил прощения за то, что в рабочих материалах спецэффекты выглядят «как в японской фантастике».

Но на качество спецэффектов никто не обратил внимания: сама тема настолько еще не отболела, что башни WTC могли быть и вовсе нарисованы тупым карандашом на туалетной бумаге. На титрах «11 сентября 2001» сердце автоматически начинает биться чаще, академик Павлов был бы нами доволен.

Еще один конкурсный фильм – «Огни городских окраин» Аки Каурисмяки – заставил заинтересоваться вопросом, как так получилось, что финнов настолько пристукнула великая русская литература.

Достоевским, ударенный Каурисмяки, рассказывает историю одинокого охранника настолько в духе депрессивной традиции описания «маленького человека», что хочется позволить финскому режиссеру идти первым отвечать на экзамене.

Безысходно-абсурдный мир героя (он охранник, и его использовала мафия, чтобы ограбить ювелирный магазин) существует не в сегодняшнем дне и не в современном Хельсинки, это часть мелкого личного ада Каурисмяки, и сбежать оттуда невозможно. В начале «Огней» трое русских мужиков обсуждают пресловутую русскую литературу – что нос Гоголя до сих пор все закрывает, а у Горького была тяжелая жизнь, а Чехов когда все понял, сразу умер, а Пушкин вообще не успел родиться, как тут же и умер. Все это делает фильм Каурисмяки иллюстрацией к литературным анекдотам, начатым хармсовским «У Пушкина было четыре сына, и все идиоты».

Еще из новостей: Вонг Кар-Вай стал Рыцарем Почетного Легиона, а ближе к вечеру в Канне вот уже третий день начинается ураган, и растяжка «Девятой роты» угрожающе хлопает на ветру.

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru