Постмодернизм. Мнение

Постмодернизм. Мнение

Чтобы писать о постмодернизме, необходимо быть предельно корректным. Для этого, в свою очередь, нужно фальсифицировать свое мнение, - это почти неизбежно. Однако сами разговоры о неизбежности фальсификации - уже вроде правил игры в постмодерн или постмодернистского кодекса чести.

Следующая оговорка касается понятия "постмодернизм", которое передает не совсем то значение, что обычно вкладывают в иноязычные аналоги. Правильнее было бы говорить, например, "постсовременность". Во-первых, это потеря некой адекватности течению времени, ситуация, предполагающая возможность "одновременного" нахождения в разных временах. Во-вторых, то, что наступает после Нового времени, указывает на его исчерпанность. Слово же "постмодернизм" воспринимается, прежде всего, как "после модернизма". В принципе, и такое понимание не лишено некоторого смысла, однако принимать его за базовое лучше не станем.

Таким образом, термин "постмодернизм" достаточно неудачен, но вряд ли стоит отказываться от понятия, давно и прочно обосновавшегося в нашей культуре. Что касается варианта "постмодерн", - он еще более некорректен, ибо отсылает к узкому понятию "модерн" - локальный художественный стиль рубежа веков. В шутку, словом Post-modernism мы обязаны тому, что "многие постмодернистские здания восходят к характерному образчику раннего модерна - большому кассовому залу Венского управления почтовых сберкасс (post - почта (англ.))". Основными категориями, описывающими реальность постмодерна, являются: плюрализм, децентрализация, неопределённость, фрагментарность, изменчивость, контекстуальность.

Последнее замечание связано с отсутствием предмета речи. Строго говоря, нет ничего такого, что можно было бы назвать постмодернизмом. Его понимают, главным образом, как метод работы, который мы вольны выбрать и которому вольны следовать. Для меня же это не "течение", не "школа", не "эстетика", а современное умонастроение и мировосприятие. В лучшем случае, это чистая абстракция, не связанная с определенным субъектом. Нельзя одобрять или не одобрять небо, море, климатические условия. Это данность, это среда обитания. Пока есть люди, которым нравится эта среда, - она имеет право на существование и признание. Корректнее говорить не о постмодернизме, а о "ситуации постмодернизма".

«мир коллажа маленьких людей»
В "новом" мире уже нет места суперпроектам, вовлекающим людей в единое поле с целью их осуществления. Постиндустриальному обществу чужды "титанические" начинания, будь то "великие стройки коммунизма", "поворот рек", освоение целины или отправка человека в космос. И не в силу того, что они не нужны, а потому, что им не придается значения. Я не знаю ни одного пропагандистского лозунга, связанного со строительством Международной Космической Станции или экспериментами над "солнечным парусом", зато превосходно помню ВИА "Самоцветы" и песню "Строим БАМ". Единственная задача, которую по непонятным мне причинам пытались сделать общенародной, - это строительство храма Христа Спасителя, так и не нашедшее, кажется, отклика (разве что усмешек) в обществе.

Сегодня ничто не укладывается в схемы и не поддается классификации. Мы наблюдаем "мир коллажа": фрагментарность и неопределенность, отрывки песен, фраз, короткие заголовки статей, реклама, - смена цветовых пятен в калейдоскопе, обмен знаками. Эта тенденция открывает большие возможности для развития индивидуальности, демассификации личности и культуры.
"Психологическое удовлетворение от небольшой работы, скромного потребления и открытых отношений с другими людьми, природой и самим собой, отношений, не измеряемых вещами", "на смену принципу производительности должен прийти принцип удовольствия" - по мнению Этциони, человеку необходимо вырваться из пределов материального производства - царства отчужденного труда - и погрузиться в мир игры и фантазии. Таких же взглядов придерживается и Герберт Маркузе, говоря в своих трудах о том, что товары поглощают людей и манипулируют ими. "Ложные потребности - это те, которые навязаны общественными силами, заинтересованными в подавлении индивида.

Единственные потребности, которые должны удовлетворяться - витальные: питание, одежда, жилье. Освобождение человека от тотального контроля общества целиком зависит от осознания своего рабства. Свободные выборы господ не ликвидируют деление на господ или рабов. Выравнивание классовых различий - идеологическая функция средств массовой коммуникации. Люди узнают себя в своих товарах, начинают подчиняться законом, диктуемым этими вещами." Маркузе вводит новое философское понятие одномерной реальности, которым определят существование общественности с начала XX века. Он пишет одновременно обо всем и ни о чем, - занимательное собрание афоризмов, курьезные споры с самим собой, однако это и есть суть философии постмодернизма. И если кто-то серьезно пожелает разобраться в этой проблеме, то работы Маркузе - лучшее пособие. Чего стоят такие изречения, как:
- Искусство не может изменить мир, но оно может изменить условия и воспитать таких людей, которые смогли бы это сделать.
- Свобода выбора - маленький выбор между основными потребностями.
- Знание всей правды вряд ли можно назвать счастьем.
- Тирания должна быть сломлена, если человек хочет стать истинным обладателем мира.

литература мифов
Ситуация постмодернизма благоприятна для создания красивых многообразных мифов, пользующихся очень хорошим спросом. Так, в литературе стали популярными эпосы типа "Нарнии" К. Льюиса и приключений хоббитов Д. Р. Р. Толкина. Нужно отметить, что это - еще самые удачные и интересные произведения среди того несметного количества книг в стиле "фэнтези", которые появились на прилавках и в лотках. Общие их черты - однотипность героев, схожесть сюжетных приемов и непрофессионализм авторов. Наряду с появлением сказок о прошлом (именно прошлом, потому что используются мотивы сказаний и преданий старины о колдунах, героях, драконах и пр.) поднялась также волна детективов-боевиков, рассчитанных на "легкое" чтение в общественном транспорте или в обеденный перерыв, где книга выполняет функцию сокращения времени, а не несения информации. Приведу пример ситуации, характерной для того времени. У студентов гуманитарных ВУЗов существовало такое развлечение: они подходили к лотку с «занимательной литературой» и спрашивали: "А у вас книги есть?".

В последнее время очень заметными стали произведения, рассчитанные на образованного, слегка циничного читателя. Я бы даже сказал, на "модного", современного человека, который чуть-чуть знает философию (экзистенциализм, в частности), чуть-чуть разбирается в искусстве, политике, бизнесе, возможно, увлекается религией, - знает и умеет жить в "новом" мире. Такой читатель родился в СССР и немного ностальгирует по соц-реализму, но, тем не менее, приспособился и исповедует западный образ жизни... Самыми яркими и запоминающимися авторами этого направления стали Владимир Сорокин и Виктор Пелевин, чьи произведения пользуются большим успехом у "модной" молодежи и которые уже называют "культовыми". Но, в отличие от упомянутых выше, они выгодно отличаются постмодернистской тонкостью, этаким умелым радикальным эклектизмом.

Теперь постмодернизм находят разве что не у авторов античности. Конечно, мы не литературоведы, а всего лишь читатели, и не можем профессионально заниматься критикой. Мы рассматриваем возникшую ситуацию, как публика, которая смотрит, читает, слушает, ведь и в кино, и в музыке возникло то же положение, что и в литературе и архитектуре. И раз уж мы заговорили о культовости:

феномен культа
Постмодернистский тип устроения мифологий отлично проявляется в феномене культов, объединяющих несколько произведений разных искусств под одним названием с одними героями: фильм и продолжения, книгу и продолжения, индустрию сувениров, игрушек, футболок и одноименных сладостей, поддержку в виде компьютерных игр, позволяющих самому становиться субъектом мифа и т.д. и т.п. Яркие примеры культов последних лет: "Звездные войны", "Титаник", "Брат". Выстраиваются достаточно навязчивые "идеологии", магия названия затягивает в орбиту "параллельного мира" все больше людей, денег и территорий. С другой стороны, это идеологии насквозь игровые, карнавальные, неспособные претендовать на роль истинных. Очень часто отдельные составляющие культа отыгрывают один и тот же сюжет по-разному, очень высок процент вариантности. Кроме того, каждый из них заранее обречен на скорое забвение, - мода меняется быстро.

Постмодернизм - опыт непрерывного знакового обмена, провокаций и перекодировок. Этим вполне объясняется пресловутая постмодернистская текстуальность: постоянный обмен смыслами стирает различия между "своим" и "чужим" словом, введенный в ситуацию обмена знак становится потенциальной принадлежностью любого участника обмена.

Субъекты постмодернистской игры обнаруживают удивительные способности к метаморфозам. Роботы-трансформеры, превращающиеся в танки, ракеты и самолеты, - игрушки эпохи постмодернизма.

С самого раннего детства у вашего ребенка в руках несколько раз в году умирает "тамагочи", и смерть становится для него не более чем знаком, надписью "Game Over" на дисплее. Происходит быстрая метаморфоза, и игра начинается снова, но вот что интересно: в Японии существуют кладбища электронных "друзей". Клипы Питера Габриэла или, например, "Черное и белое" Майкла Джексона - маленькие шедевры эпохи постмодернизма. Обесцвеченный негр Джексон вообще очень постмодернистский персонаж. Герои знаменитого советского мультфильма "Пластилиновая ворона" по цепочке превращаются друг в друга, деконструируя по дороге басню Крылова. Строгое произведение с очень определенной моралью оборачивается дурацкой игрой в переодевания с запретом стоять и прыгать там, где подвешен груз. В США есть художники, делающие на заказ гробы, которые на годы, предшествующие вашей смерти, могут быть трансформированы в обеденный стол или в книжные полки. Деление жестов на "творческие" и "бытовые" теряет всякий смысл, жизнь и искусство больше не соотносятся. Так, в пересечении границ между элитарным и массовым постмодерн доходит до неразличения повседневной и художественной практики

иерархия контескта
В мире иронии и языковых игр никакой текст не наделен особыми привилегиями и не может звучать как манифест, претендующий на выражение общезначимой истины. Постмодернизм, таким образом, выступает против любых монополизирующих тенденций в культуре, являясь залогом недопущения тоталитаризма любого вида.

Американский музыкант Джон Кейдж говорил, что для него кряхтение публики и стук дверей во время выступления становится частью музыки. Постмодернистское произведение - открытая структура, с готовностью принимающая в себя голоса контекстов. Периферийные явления приобретают статус центральных, что, в общем, простительно, если учесть, что речь идет как раз о некорректности вопроса о "первостепенности". То же и с жанрами: их нельзя сравнивать, делить на более и менее значимые. Во мне вызывает сопротивление любая культурная иерархия. Я одинаково ценю Бетховена и постпанк, Шекспира и Тома Стоппарда ("Розенкранц и Гильденстерн мертвы"). Не осталось и уникальности жестов. Культура постмодерна переплетает искусства: изо с театром, музыку с изо и т.д. И дело, конечно, не в курьезных подвигах ("Английская национальная опера предлагает сегодня зрителям новый "ароматизированный" вариант оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам"... Вдобавок к музыкальному и зрительному восприятию добавилась возможность обонять. Находка состоит в том, что каждое сиденье в зале оборудовано специальной ароматической панелью.").

политкорректность
Как отмечалось выше, наступление постмодерна сопровождается отказом от универсальности, от стремления охватить все многообразие бесконечной реальности несколькими общими идеями или какой-то исчерпывающей философской концепцией.

Мягкий постмодернистский тезис о том, что вертикаль - это горизонталь, а горизонталь, на самом деле, - вертикаль, что все культуры равноправны и pавнокачественны независимо от исторической традиции, экономической успешности и количественности, привел к террору меньшинств. Учебные программы американских университетов пересматриваются так, чтобы в них не доминировали белые здоровые мужчины. Часы, отведенные, скажем, Льву Толстому делятся на пять частей: одну оставляют Толстому, другие раздают несправедливо неизвестным классикам разных племен и сексуальных оpиентаций. Известный анекдот - "Следующим президентом США будет одноногая ВИЧ-инфицированная темнокожая лесбиянка," - показывает, как далеко зашло дело. Кроме того, идеи политкоpректности способны снижать и уровень самого "теоретического рынка". Так случилось, скажем, с феминистским движением, которое сплошь и рядом порождает слабую и скучную теорию, слабую литературу, слабое искусство. Главная ценность этого движения в том, что оно "правильное". На краях идей политической корректности возможны, наверное, неожиданно оригинальные и сильные эксперименты, такие как, например, проект "Партии Животных" Олега Кулика, предполагающий борьбу за политические и экономические права животных. Почему мухе, снимаемой в научно-популярном сериале и демонстрируемой после телеаудитории, не выплачивается гонорар?!

человек эпохи постмодернизма
В заключение следует сказать несколько слов о проблемах, связанных с неочевидностью будущего ситуации постмодернизма. Устранив из картины мира "разность потенциалов", избавившись от комплекса вертикали, дистанцировавшись от идеи развития, она, тем не менее, не лишена некой достаточно противоречивой внутренней динамики. Постмодернизм - состояние стабилизированного хаоса. Курьез: советские комментаторы Ч. Дженкса - и те были вынуждены признать, что "при всей печати коммерциализованности и капитулянтства, которую несет на себе постмодернизм, внимание к запросам потребителя является отражением гуманистической ориентации их архитектуры". Постмодерн - культура гуттаперчевая, пластилиновая, удобная. Постмодерн - культура портативная, карманная, игрушечная. (М. Эпштейн о современной американской архитектуре: "Не из земли ... растут эти чудеса, а насажены сверху, сброшены с кранов, как рекламные игрушки..."; "Каждое здание - только образ того, чем может быть здание, только декорация, которую легко снести и заменить другой.") Постмодерн - культура для потребителя.

Средний человек эпохи постмодернизма - инструмент по производству и удовлетворению желаний, причем желания становятся все замысловатее, а способы реализации - все изощреннее. Сейчас формируется новый образ человека, обладающего специфической "постмодернистской чувственностью" - особым, плюралистским отношением к миру, избегающим излишнего обобщения и диктата тоталитаризирующих истин. Это не сверхчеловек и не последний человек. Это просто другой человек, мировоззрение которого как раз и призвана описать постмодернистская философия. Но, "Все имеет конец. Это конец сам по себе конечен, дискретен. Раз, и все. И гаснет экран галлюцинации, называемой современным миром. И в прах превращаются трупы телеведущих, ценные бумаги, полицейские управления, аккуратные политики в костюмах, дядюшки Скруджи из Трехсторонней комиссии и Чэйз Манхэеттен банка, сумасшедшие ученые с клонированной овцой Долли, цветные журналы с загорелыми девицами на пляжах и хитроглазые перверты дизайнеры "нового мирового порядка". Это точно. Это наверняка. Это вне сомнений."

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru