Постмодернизм. МнениеЧтобы писать о постмодернизме, необходимо быть предельно корректным. Для этого, в свою очередь, нужно фальсифицировать свое мнение, - это почти неизбежно. Однако сами разговоры о неизбежности фальсификации - уже вроде правил игры в постмодерн или постмодернистского кодекса чести. Следующая оговорка касается понятия "постмодернизм", которое передает не совсем то значение, что обычно вкладывают в иноязычные аналоги. Правильнее было бы говорить, например, "постсовременность". Во-первых, это потеря некой адекватности течению времени, ситуация, предполагающая возможность "одновременного" нахождения в разных временах. Во-вторых, то, что наступает после Нового времени, указывает на его исчерпанность. Слово же "постмодернизм" воспринимается, прежде всего, как "после модернизма". В принципе, и такое понимание не лишено некоторого смысла, однако принимать его за базовое лучше не станем. Таким образом, термин "постмодернизм" достаточно неудачен, но вряд ли стоит отказываться от понятия, давно и прочно обосновавшегося в нашей культуре. Что касается варианта "постмодерн", - он еще более некорректен, ибо отсылает к узкому понятию "модерн" - локальный художественный стиль рубежа веков. В шутку, словом Post-modernism мы обязаны тому, что "многие постмодернистские здания восходят к характерному образчику раннего модерна - большому кассовому залу Венского управления почтовых сберкасс (post - почта (англ.))". Основными категориями, описывающими реальность постмодерна, являются: плюрализм, децентрализация, неопределённость, фрагментарность, изменчивость, контекстуальность. Последнее замечание связано с отсутствием предмета речи. Строго говоря, нет ничего такого, что можно было бы назвать постмодернизмом. Его понимают, главным образом, как метод работы, который мы вольны выбрать и которому вольны следовать. Для меня же это не "течение", не "школа", не "эстетика", а современное умонастроение и мировосприятие. В лучшем случае, это чистая абстракция, не связанная с определенным субъектом. Нельзя одобрять или не одобрять небо, море, климатические условия. Это данность, это среда обитания. Пока есть люди, которым нравится эта среда, - она имеет право на существование и признание. Корректнее говорить не о постмодернизме, а о "ситуации постмодернизма". «мир коллажа маленьких людей»
Сегодня ничто не укладывается в схемы и не поддается классификации. Мы наблюдаем "мир коллажа": фрагментарность и неопределенность, отрывки песен, фраз, короткие заголовки статей, реклама, - смена цветовых пятен в калейдоскопе, обмен знаками. Эта тенденция открывает большие возможности для развития индивидуальности, демассификации личности и культуры.
Единственные потребности, которые должны удовлетворяться - витальные: питание, одежда, жилье. Освобождение человека от тотального контроля общества целиком зависит от осознания своего рабства. Свободные выборы господ не ликвидируют деление на господ или рабов. Выравнивание классовых различий - идеологическая функция средств массовой коммуникации. Люди узнают себя в своих товарах, начинают подчиняться законом, диктуемым этими вещами." Маркузе вводит новое философское понятие одномерной реальности, которым определят существование общественности с начала XX века. Он пишет одновременно обо всем и ни о чем, - занимательное собрание афоризмов, курьезные споры с самим собой, однако это и есть суть философии постмодернизма. И если кто-то серьезно пожелает разобраться в этой проблеме, то работы Маркузе - лучшее пособие. Чего стоят такие изречения, как:
литература мифов
В последнее время очень заметными стали произведения, рассчитанные на образованного, слегка циничного читателя. Я бы даже сказал, на "модного", современного человека, который чуть-чуть знает философию (экзистенциализм, в частности), чуть-чуть разбирается в искусстве, политике, бизнесе, возможно, увлекается религией, - знает и умеет жить в "новом" мире. Такой читатель родился в СССР и немного ностальгирует по соц-реализму, но, тем не менее, приспособился и исповедует западный образ жизни... Самыми яркими и запоминающимися авторами этого направления стали Владимир Сорокин и Виктор Пелевин, чьи произведения пользуются большим успехом у "модной" молодежи и которые уже называют "культовыми". Но, в отличие от упомянутых выше, они выгодно отличаются постмодернистской тонкостью, этаким умелым радикальным эклектизмом. Теперь постмодернизм находят разве что не у авторов античности. Конечно, мы не литературоведы, а всего лишь читатели, и не можем профессионально заниматься критикой. Мы рассматриваем возникшую ситуацию, как публика, которая смотрит, читает, слушает, ведь и в кино, и в музыке возникло то же положение, что и в литературе и архитектуре. И раз уж мы заговорили о культовости: феномен культа
Постмодернизм - опыт непрерывного знакового обмена, провокаций и перекодировок. Этим вполне объясняется пресловутая постмодернистская текстуальность: постоянный обмен смыслами стирает различия между "своим" и "чужим" словом, введенный в ситуацию обмена знак становится потенциальной принадлежностью любого участника обмена. Субъекты постмодернистской игры обнаруживают удивительные способности к метаморфозам. Роботы-трансформеры, превращающиеся в танки, ракеты и самолеты, - игрушки эпохи постмодернизма. С самого раннего детства у вашего ребенка в руках несколько раз в году умирает "тамагочи", и смерть становится для него не более чем знаком, надписью "Game Over" на дисплее. Происходит быстрая метаморфоза, и игра начинается снова, но вот что интересно: в Японии существуют кладбища электронных "друзей". Клипы Питера Габриэла или, например, "Черное и белое" Майкла Джексона - маленькие шедевры эпохи постмодернизма. Обесцвеченный негр Джексон вообще очень постмодернистский персонаж. Герои знаменитого советского мультфильма "Пластилиновая ворона" по цепочке превращаются друг в друга, деконструируя по дороге басню Крылова. Строгое произведение с очень определенной моралью оборачивается дурацкой игрой в переодевания с запретом стоять и прыгать там, где подвешен груз. В США есть художники, делающие на заказ гробы, которые на годы, предшествующие вашей смерти, могут быть трансформированы в обеденный стол или в книжные полки. Деление жестов на "творческие" и "бытовые" теряет всякий смысл, жизнь и искусство больше не соотносятся. Так, в пересечении границ между элитарным и массовым постмодерн доходит до неразличения повседневной и художественной практики иерархия контескта
Американский музыкант Джон Кейдж говорил, что для него кряхтение публики и стук дверей во время выступления становится частью музыки. Постмодернистское произведение - открытая структура, с готовностью принимающая в себя голоса контекстов. Периферийные явления приобретают статус центральных, что, в общем, простительно, если учесть, что речь идет как раз о некорректности вопроса о "первостепенности". То же и с жанрами: их нельзя сравнивать, делить на более и менее значимые. Во мне вызывает сопротивление любая культурная иерархия. Я одинаково ценю Бетховена и постпанк, Шекспира и Тома Стоппарда ("Розенкранц и Гильденстерн мертвы"). Не осталось и уникальности жестов. Культура постмодерна переплетает искусства: изо с театром, музыку с изо и т.д. И дело, конечно, не в курьезных подвигах ("Английская национальная опера предлагает сегодня зрителям новый "ароматизированный" вариант оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам"... Вдобавок к музыкальному и зрительному восприятию добавилась возможность обонять. Находка состоит в том, что каждое сиденье в зале оборудовано специальной ароматической панелью."). политкорректность
Мягкий постмодернистский тезис о том, что вертикаль - это горизонталь, а горизонталь, на самом деле, - вертикаль, что все культуры равноправны и pавнокачественны независимо от исторической традиции, экономической успешности и количественности, привел к террору меньшинств. Учебные программы американских университетов пересматриваются так, чтобы в них не доминировали белые здоровые мужчины. Часы, отведенные, скажем, Льву Толстому делятся на пять частей: одну оставляют Толстому, другие раздают несправедливо неизвестным классикам разных племен и сексуальных оpиентаций. Известный анекдот - "Следующим президентом США будет одноногая ВИЧ-инфицированная темнокожая лесбиянка," - показывает, как далеко зашло дело. Кроме того, идеи политкоpректности способны снижать и уровень самого "теоретического рынка". Так случилось, скажем, с феминистским движением, которое сплошь и рядом порождает слабую и скучную теорию, слабую литературу, слабое искусство. Главная ценность этого движения в том, что оно "правильное". На краях идей политической корректности возможны, наверное, неожиданно оригинальные и сильные эксперименты, такие как, например, проект "Партии Животных" Олега Кулика, предполагающий борьбу за политические и экономические права животных. Почему мухе, снимаемой в научно-популярном сериале и демонстрируемой после телеаудитории, не выплачивается гонорар?! человек эпохи постмодернизма
Средний человек эпохи постмодернизма - инструмент по производству и удовлетворению желаний, причем желания становятся все замысловатее, а способы реализации - все изощреннее. Сейчас формируется новый образ человека, обладающего специфической "постмодернистской чувственностью" - особым, плюралистским отношением к миру, избегающим излишнего обобщения и диктата тоталитаризирующих истин. Это не сверхчеловек и не последний человек. Это просто другой человек, мировоззрение которого как раз и призвана описать постмодернистская философия. Но, "Все имеет конец. Это конец сам по себе конечен, дискретен. Раз, и все. И гаснет экран галлюцинации, называемой современным миром. И в прах превращаются трупы телеведущих, ценные бумаги, полицейские управления, аккуратные политики в костюмах, дядюшки Скруджи из Трехсторонней комиссии и Чэйз Манхэеттен банка, сумасшедшие ученые с клонированной овцой Долли, цветные журналы с загорелыми девицами на пляжах и хитроглазые перверты дизайнеры "нового мирового порядка". Это точно. Это наверняка. Это вне сомнений."
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||