Архитектура МосквыАрхитектура Москвы. Что можно сказать о ней с точки зрения риэлтора, то есть человека, не имеющего архитектурного образования, но любящего свой город и свою профессию? Недвижимостью нельзя заниматься успешно, не имея к ней личного отношения, не воспринимая дома не только как источник дохода, но и как произведения искусства. Москва – мозаика, составленная из всех мыслимых и немыслимых стилей и направлений архитектурной фантазии. Если говорить о жилье, то до нас не дошли памятники действительно давней старины. Тут поработали и войны, и пожары, и бесконечные переустройства города. Особенно сильно переменился облик столицы после революции, да и до сих пор центр, иногда совершенно необоснованно, подвергается переделкам. В дореволюционной Москве не найти дома, который был бы неприятен и непривлекателен. Жилье строили с любовью и для себя. Даже доходные дома имели хозяина, заботящегося не только об удобстве сдаваемых квартир, но и о внешнем виде строения. Архитектурная продуманность была правилом, а не исключением. После революции вместо любви человека к своему жилищу архитектурой стала управлять Великая Идея любви к человечеству в целом и одаривания его счастьем извне. Конструктивизм и функционализм оставили свои памятники, поражающие мощью, концептуальностью и концентрацией технического прогресса. Они нашли свое место в мозаике города. Потом пришла эпоха Сталина. Тиран и душитель всяческой свободы оставил после себя удивительные по красоте и удобству жилые районы. Пафосный сталинский ампир, дома, в декоре которых использовались материалы из разрушенных храмов, оказались прекрасно приспособленными не только для житья людей, но и для жизни города. При Хрущеве тотальный страх сменился иллюзией свободы. Перемены к лучшему не коснулись только архитектуры. Ее попросту растоптали. Некоторое время еще достраивали спланированное при Сталине, но уже без «излишеств» типа использования в декоре натурального камня, а потом перешли к глобальному заполнению страны убогими бетонными времянками. Последующие времена придали халупам монументальность и статус жилья на века. Москва обросла спальными районами. Дома массовой застройки не должны были отличаться один от другого. Это вполне вписывалось в концепцию жизни советского человека: работа, сон и ничего лишнего. Отличались только жилища «слуг народа». Добротнейшие, сделанные на благо живущим в них, они строились с широтой и размахом, но оставались безликими. Перестройка и сопутствующий ей ветер перемен нанесли очередной удар отечественной архитектуре. Первыми под него попали подмосковные поселки. У народа, привыкшего ютиться в клетушках, «размахнулась рука и раззудилось плечо». Последствия можно наблюдать за кольцевой дорогой в любом направлении. В историческом центре Москвы эти процессы менее заметны – отсутствие мест под застройку и дороговизна земли не дали новой архитектурной мысли развернуться во всю мощь. Тем не менее, и в центре вырастают странные монстры, сделанные из отменных материалов, необычайно комфортные, но «на лицо ужасные». В спальных районах, несмотря на обилие домов «улучшенных серий», глобально ничего не изменилось. Даже районы, называемые элитными окраинами, не радуют ни архитектурными решениями, ни красотой отделки. Только в самом конце девяностых пришло понимание того, что внешность домов тоже должна работать на людей.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||