Архитектура Москвы

Архитектура Москвы

Архитектура Москвы. Что можно сказать о ней с точки зрения риэлтора, то есть человека, не имеющего архитектурного образования, но любящего свой город и свою профессию? Недвижимостью нельзя заниматься успешно, не имея к ней личного отношения, не воспринимая дома не только как источник дохода, но и как произведения искусства.

Москва – мозаика, составленная из всех мыслимых и немыслимых стилей и направлений архитектурной фантазии. Если говорить о жилье, то до нас не дошли памятники действительно давней старины. Тут поработали и войны, и пожары, и бесконечные переустройства города. Особенно сильно переменился облик столицы после революции, да и до сих пор центр, иногда совершенно необоснованно, подвергается переделкам.

В дореволюционной Москве не найти дома, который был бы неприятен и непривлекателен. Жилье строили с любовью и для себя. Даже доходные дома имели хозяина, заботящегося не только об удобстве сдаваемых квартир, но и о внешнем виде строения. Архитектурная продуманность была правилом, а не исключением.

После революции вместо любви человека к своему жилищу архитектурой стала управлять Великая Идея любви к человечеству в целом и одаривания его счастьем извне. Конструктивизм и функционализм оставили свои памятники, поражающие мощью, концептуальностью и концентрацией технического прогресса. Они нашли свое место в мозаике города. Потом пришла эпоха Сталина. Тиран и душитель всяческой свободы оставил после себя удивительные по красоте и удобству жилые районы. Пафосный сталинский ампир, дома, в декоре которых использовались материалы из разрушенных храмов, оказались прекрасно приспособленными не только для житья людей, но и для жизни города.

При Хрущеве тотальный страх сменился иллюзией свободы. Перемены к лучшему не коснулись только архитектуры. Ее попросту растоптали. Некоторое время еще достраивали спланированное при Сталине, но уже без «излишеств» типа использования в декоре натурального камня, а потом перешли к глобальному заполнению страны убогими бетонными времянками. Последующие времена придали халупам монументальность и статус жилья на века. Москва обросла спальными районами. Дома массовой застройки не должны были отличаться один от другого. Это вполне вписывалось в концепцию жизни советского человека: работа, сон и ничего лишнего. Отличались только жилища «слуг народа». Добротнейшие, сделанные на благо живущим в них, они строились с широтой и размахом, но оставались безликими.

Перестройка и сопутствующий ей ветер перемен нанесли очередной удар отечественной архитектуре. Первыми под него попали подмосковные поселки. У народа, привыкшего ютиться в клетушках, «размахнулась рука и раззудилось плечо». Последствия можно наблюдать за кольцевой дорогой в любом направлении.

В историческом центре Москвы эти процессы менее заметны – отсутствие мест под застройку и дороговизна земли не дали новой архитектурной мысли развернуться во всю мощь. Тем не менее, и в центре вырастают странные монстры, сделанные из отменных материалов, необычайно комфортные, но «на лицо ужасные».

В спальных районах, несмотря на обилие домов «улучшенных серий», глобально ничего не изменилось. Даже районы, называемые элитными окраинами, не радуют ни архитектурными решениями, ни красотой отделки. Только в самом конце девяностых пришло понимание того, что внешность домов тоже должна работать на людей.

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru