Новости архитектурыВ ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка выдающегося архитектора Нормана Фостера, а сам маэстро прочел публичную лекцию и рассказал о своем проекте башня «Россия» в Москве. Сборную отечественных архитекторов можно поздравить с новым тренером. Играющим. Английским. Из команды мировых игроков вырвался форвард, уже завоевавший архитектурные «кубки» Петербурга и Москвы (проект Новой Голландии и башня «Россия»), а теперь примеряющийся к питерскому стадиону «Зенит». В России культурная атака сэра Нормана Фостера продолжается месячной выставкой в Пушкинском «Пространство и время» и лекцией «Старое и новое». Пора проводить архитектурные лекции на стадионах. На Пасху три тысячи человек, по пятницам составляющих счастье стильных клубов, готовы были внимать архитектуре. Два часа. Стоя. Три десятка мировых жюри, давших лорду Фостеру премии, вряд ли ошибаются - зодчий наверняка не потеряется в истории. Конечно, его слава держится на броской форме (лондонский огурец Swiss Re, купол Рейхстага, мост Миллениум), но много вкуснее начинка и Фостер постарался это показать. Формообразущим началом оказываются не стены, а свет, воздух, энергосбережение, инфраструктура... Все эта логика в виде макетов, постеров и детских рисунков объяснена «на пальцах» на выставке в ГМИИ им. Пушкина - поймет каждый, и в этой предупредительности отражается шарм архитектуры Фостера. Пестуемая им среда строится на уверенности в том, что можно жить красиво, и оно того стоит: «я уверен, что есть порядок в мире, уединение в толпе, свободное пространство на переполненном участке, луч света в унылый день». Здания, как и выставка, строятся на элементарной заботе о тех, кто будет внутри. Правда, есть ещё те, кто снаружи. На самом деле, как в реальности будут смотреться Башня «Россия», выставленная в Пушкинском, совсем не ясно. Проекты все же предварительные и наверняка претерпят перемены. Пока в плане это - трехлучевая звезда, сужающаяся к вершине. Лучи-конусы по-небоскребному «перехвачены» металлоконструкциями. То, что, сияя люминисцентом на синем небе, башня станет королевой московской ночи, можно предположить уже сейчас. Со шпилями высоток она тоже, скорее всего, подружится. При этом при высоте в 620 м. башня составит 1/10 расстояния до Кремля (5,5 км), и видовые эксперименты в тесном зале музея показывают, что «прятаться» в застройке она наверное не собирается. При такой хитрой форме, чем то напоминающей штыки на Поклонной горе, ее зрительные игры с солнечным светом могут быть самые разные, но первое впечатление - «основательно-огромная». Фостер любит слово «перемены» и перестраивать города ему нравится. Английский индивидуализм воплощается в том, что его здание почти всегда отстоит от окружения. На самом деле конфликт зданий Фостера с историческим контекстом - проекция общего противостояния сложившейся застройки и модернизма, хай-тек и т.д. Ничего нового здесь нет. Но, решительно уклонившись от комментариев о том, как обстоят дела с памятниками в Москве (мало информации), Фостер неожиданно обнаружил, что собирается выступить против сноса аэропорта Темпельгоф времен Рейха. Занятно, что с архитектурой «хай-тек» в стиле Фостера Москва впервые столкнулась еще в 1959 году. Тогда Ричард Фуллер, один из вдохновителей молодого Фостера и некогда его старший партнер, построил для Американской выставки в Сокольниках «геодезический купол». Только из тетраэдров, а не из ромбов. Текст: Андрей Субботин, http://www.gazeta.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||