Русская живописьВ истории русского изобразительного искусства четко различаются два периода, границу между которыми обозначили Петровские реформы. Различие это чрезвычайно глубоко и касается самих основ художественного восприятия мира и человека. В Древней Руси живопись возникла и развивалась в тесной связи с иконопочитанием, в основе которого лежит учение о Боговоплощении (в христианской традиции первой иконой был чудесно явленный убрус - прижизненное изображение лика Христа). Через икону православие утверждает себя как зримо-явственную истину. Иначе говоря, икона есть богословие, выраженное не словесно, а образно, "умозрение в красках" (Е. Трубецкой). Отсюда вытекает присущий только ей своеобразный художественный стиль. Вместе с христианством русские мастера усвоили византийский художественный стиль и выработанную веками технику. В дальнейшем в русских княжествах складываются местные иконописные школы, со своими особенностями письма - новгородская, псковская, ярославская, тверская и т.д. Наивысшего расцвета русская средневековая живопись достигла в XIV-XV вв. в деятельности Феофана Грека и Андрея Рублева. Вершиной русского иконописания является "Троица" (1422-1427) А. Рублева, которую мастер создавал как символ духовного согласия и единения русских людей. С середины XVI в. иконопись подвергается влиянию западноевропейского изобразительного искусства. Развитая иконография икон придворной школы использует западноевропейские сюжетные схемы. Конец XVI v начало XVII веков ознаменовано развитием "строгановской школы" (которая, несмотря на название, также состояла в основном из придворных царски мастеров) отличающейся изысканностью цвета и внимательной проработкой деталей, тенденцией к некоторой декоративности и "красивости" живописи. Во второй половине XVII в. появляются иконы "фряжского письма" - с использованием элементов западноевропейской живописи: масляных красок, подобия светотеневой моделировки, большего правдоподобия в изображении людей и природы. Наиболее известный представитель этого направления - Симон Ушаков (XVII в.). К этому времени относятся и первые попытки светского портрета - т.н. парсуны. Пробуждение интереса к иконе, как к "великому, мировому искусству" (Е. Трубецкой), наблюдается с конца XIX в. - в связи с расчистками потемневших древних образцов и обнаружением их подлинного цветового строя. Художественные принципы иконописи творчески применяли как отдельные русские (В. Васнецов, М. Нестеров, К. Петров-Водкин) и зарубежные (А. Матисс) художники, так и целые направления и школы авангарда. В XVIII - нач. XIX в. изобразительное искусство в России, следуя культурным запросам общества, проходит все главные этапы западного искусства: барокко, классицизм, романтизм. Ведущую роль играют приглашаемые в Россию иностранные живописцы и скульпторы, но уже при императрице Елизавете I появляются высокоодаренные отечественные мастера. С середины XVIII в. ведущим направлением в живописи становится академизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Однако наивысшим достижением этой эпохи можно считать не историческую живопись, а портрет (А. Аргунов, А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский). Первым крупным русским мастером скульптурного портрета стал Ф. Шубин. Расцвет академической школы приходится на I пол. XIX в. Для полотен К. Брюллова характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. А. Иванов придал своей живописи характер жертвенного служения идее и сумел преодолеть многие шаблоны, свойственные академической технике. В дальнейшем лучшие традиции академизма нашли развитие в грандиозных исторических полотнах Г. Семирадского. В скульптуре традиции классицизма были поколеблены Н. Пименовым, чей "Парень, играющий в бабки" был оценен А. Пушкиным как рождение "народной скульптуры", и И. Мартосом - за счет придания их творениям черт современности.
Общественные устремления 1860-1870-х гг. пробуждают преимущественный интерес художников к темам из народной жизни. В 1872 г. в противовес Академии художеств создается Товарищество передвижных художественных выставок (И. Крамской, Г. Мясоедов, К. Савицкий, И. Прянишников, В. Маковский, И. Ярошенко, В. Перов и др.). В их творчестве бытовая живопись приобретает обличительный характер. Обращение к национальным темам привело к небывалому расцвету исторической и батальной живописи. Подлинные шедевры в этих жанрах создали В. Суриков, И. Репин, Н. Ге, В. Васнецов, В. Верещагин, Ф. Рубо.
Достигнув творческой самостоятельности, русская живопись с конца XIX в. двигается в общем русле европейского изобразительного искусства. Пейзаж вытесняет бытовую живопись. Стремление к передаче воздуха и света, работа на пленэре, характерные для импрессионизма, наблюдается и в творчестве Ф. Васильева, И. Левитана, В. Серова, К. Коровина, А. Архипова. Символизм, неоклассицизм, модерн оказывает заметное влияние на А. Врубеля, художников из "Мира искусства" (А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере) и "Голубой розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов).
С 1960-х гг. наступает возрождение русского авангарда.
Крах коммунизма в СССР снял искусственные культурные барьеры между Россией и остальным миром. Ныне российское искусство является желанным гостем практически в любом уголке земного шара. Это вселяет оптимизм, ибо культурные обмены - безошибочный барометр, показывающий
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||